Канун Международного женского дня, — как известно, самая горячая пора для цветочников и головная боль доброй половины человечества. Мужчины в эти дни буквально сметают с прилавков самые разнообразные букеты, порой даже не догадываясь, как, а самое главное, откуда прибыли все эти тюльпаны, розы, лилии и герберы.

Наушники, глаза в экран, рука на пульте и максимальная сосредоточенность. Будто четыре десятка мужчин одновременно играют в компьютерную игру. Кто быстрее нажал на кнопку, тот и выиграл. На самом деле, здесь настоящий цветочный Уолл-Стрит с годовым оборотом в 4 миллиардов евро.

Рууд Кемме, брокер: «Да, здесь все серьезно. И кризисы случаются. Бывает клиент из ЮАР или Израиля запросит много цветов только одного цвета, например, синего, цены тогда зашкаливают».

Брокеры здесь ходят, в чем попроще. Ни в галстуках, а чтобы удобнее было контейнеры ворочать. Качество товара проверяют лично.

Больше всего хризантем и кал уходят в Испанию. Там ими любят украшать церкви. Герберы и тюльпаны отлично продаются в Германии. Подсолнухи — во Франции. В России выбирают шик: роки, орхидеи и королевские лилии.

Далеко не все цветы, которые попадают на аукцион, выращены в Голландии. Тюльпаны, конечно, да. Лучше местных, пожалуй, не найти. А вот лучшие розы растут в Колумбии, Эквадоре, Эфиопии. Самые красивые и самые дорогие цветы привозят из Кении. Цена розы сорта «Гранд» на аукционе порой доходит до 4 евро за один цветок.

Стеклянное небо, искусственное солнце, выставочные теплицы вокруг Ааусмеера растянулись на гектары. Голландцы скупают теперь земли под плантации в Африке, в Латинской Америке. Еще днем эти розы росли на зимбабвийской грядке. Ночью их доставили в Ааусмеер. Утром продали с молотка, а через день они уже будут стоять в магазине, где-нибудь в Нью-Йорке или в Москве.

Воут Оор, хозяин тепличного хозяйства: «У нас сейчас самая горячая пора. Накануне 8 марта приходиться работать по 16 часов в день».

Норма выработки 60 букетов в час. При этом импровизация строго запрещена. Перед глазами инструкция, утвержденная заказчиком. По подбору цветов можно догадаться, куда отправится букет.

Йацко Вряйзе, менеджер торгующей компании: «Голландцы любят малохромные композиции. Тон в тон, как говорят, англичане выбирают желтый или оранжевый цвет. Французы — красный. А русские любят яркие, разноцветные букеты».

Ааусмеерская биржа, поставщики и закупщики в эти дни почти целиком работают на Восточную Европу. Международный женский день в России и странах бывшего соцлагеря по традиции отмечают с размахом. На Западе все гораздо скромнее.

84 % цветов, которые продаются и покупаются на всей планете, проходят через Ааусмеер. Потомки голландцев, которые 300 лет назад за редкий сорт тюльпана были готовы выложить целое состояние, теперь заправляют мировым цветочным рынком. Но искренность чувств, любви, признательность, симпатия, которые олицетворяют эти букеты, на самом деле, не измеришь ни в процентах, ни в деньгах.

Первый канал

*