Инспекторы ГИБДД уверены: если ДТП случилось, то не важно, кто был за рулем: женщина или мужчина. Критерий един: был ли водитель трезв или пьян, нарушал ли правила, имел ли при себе права или нет. Однако среди российских водителей до сих пор не прекращаются пересуды на тему «женщина за рулем». «РГ» решила выяснить, действительно ли женский стиль вождения отличается от мужского, и водители какого пола аккуратнее на дорогах.

В докладе «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации», подготовленный ГИБДД, об особенностях женского вождения — ни слова.

Более того, во всем докладе слова «женщина» нет вообще.

Инспекторы уверены: если ДТП случилось, то для закона не важно, кто сидел за рулем: женщина — мужчина, богатый — бедный, глупый — умный, высокий — низкий. Критерий един: был ли водитель трезв или пьян, нарушал ли правила, имел ли при себе права или нет.

И все же жаль, что в России не ведется отдельно «мужской» и «женской» статистики ДТП. Было бы интересно узнать. Потому что примеры есть уж больно познавательные. Скажем, в Управлении ГИБДД Читинской области неофициально подсчитали, что лишь три процента женщин-водителей становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий.

Ладонь на коленке

Доктор Макрури из Лондонского университета после ряда совершенно никчемных экспериментов вывел такие же никчемные закономерности:

1. В отличие от мужчин, которые держатся за руль чаще одной рукой, женщины рулят двумя.

2. 46 процентов водителей-мужчин чаще держат правую руку на рычаге переключения передач. Среди женщин таких лишь 31 процент.

3. Еще 27 процентов мужчин кладут свободную руку на колено (имеется в виду собственное). Среди женщин таких больше — 39 процентов.

Вывод ученого: управляя автомобилем одной рукой, мужчины таким образом расслабляются, считая авто частью самого себя. Для женщины же ее «железный конь» — сторонний механизм, которому доверять особенно нечего, потому они и водят, положив обе руки на руль.

…Я стою на обочине одного из московских проспектов, забитого хронической пробкой, и считаю, то есть проверяю выводы ученого англичанина.

Проехало 30 «дамских» авто. Чтобы обе руки лежали на руле — ни одной. В двух машинах видно явно одну руку на руле. Все прочие держатся за баранку где-то за нижний сектор, причем одной рукой или двумя, не видно.

Теперь исследуем 30 «мужских» машин.

Обе руки на баранке — 9, одна правая — 15, одна левая — 6.

Интересно, как британец считал?

А если встать на дороге, не запертой пробкой?

Попробую. Обочина МКАД в выходной день, мимо пролетают и мужчины, и дамы, некоторые — под 120.

Невооруженным глазом видно — 99 процентов водителей судорожно сжимают руль обеими руками — и те и другие.

Русский вопрос

Вообще-то на Западе мало кому приходит в голову обсуждать проблему, которую мы сейчас обсуждаем. Там уже все обсудили и, видимо, выдохлись. У нас же, переживающих бум «дамского вождения», иных мужиков почему-то трясет при одном виде «юбки» за рулем. Только в России способны яростно доказывать, что мужчины рулят «по понятиям», а женщины — нет. Почему же русский мужик не любит, когда рулит женщина? Неужели оттого, что они действительно рулят не «по понятиям», а по правилам?

А вот, кстати, и западная статистика, подкрепленная неофициальными наблюдениями отечественных инспекторов: мужчины, как правило, совершают аварии как раз из-за собственной неосторожности или переоценки своих способностей и возможностей своего, безусловно, самого лучшего среди других автомобиля. А женщины чаще становятся виновницами аварий именно от излишней осторожности, недооценки своих способностей и недостаточного опыта.

У мужчин большинство аварий — на скорости, превышающей установленные в населенном пункте пределы. У женщин — на маленькой скорости, обычно при выполнении маневров.

Опыт — дело наживное

На Руси раньше женщин обучали отдельно от мужчин. Может, и сегодня разделить, учитывая особенности психологии? Ведь кто-то же должен еще в автошколе объяснить будущим наездницам, что да, мужчины — джентльмены, но на дороге другие правила поведения, и поэтому женщин, трогающихся с обочины, не пропускают вперед.

В некоторых городах России уже появились инструкторы, специализирующиеся на обучении женщин. А в Москве в прошлом году открылась и успешно работает даже целая женская автошкола.

«Мы не пытаемся никому ничего доказывать, — сказали мне в этой автошколе, — а вот научить вождению без криков, лишних нервов и оскорблений — можем».

кстати

Что больше всего

РАЗДРАЖАЕТ ЖЕНЩИН

Одна из крупных зарубежных страховых компаний провела исследование на тему, что больше всего раздражает женщин за рулем.

В результате выяснилось, что более всего — 35% — женщин не любят, когда мужчины критикуют их стиль вождения. К ним можно добавить еще 17%, кто вообще не переносит, когда мужчины дают советы.

Женщин-пассажирок больше всего (31%) раздражает, когда мужчина на дороге превышает скорость. Около 17% не терпят, когда мужчина не соблюдает дистанцию между автомобилями.

казусы

Они прелестны во всем!

Аварии, устраиваемые иногда женщинами, подчас поражают мужчин своей некоторой бессмысленностью: ну как же так получилось?

Тем не менее получилось. Может быть, вопреки правилам ПДД и законам физики. Но ведь и женщины сами по себе загадочны, может быть, они как раз и садятся за руль для того, чтобы расширять кругозор грубых мужчин-водителей?

В принципе не страшно. Ну, может быть, пара царапинок. Но стекла целы, двигатель не выпал и зеркальце на месте. Сейчас подъедет муж, поставит машинку на колесики, и можно ехать дальше.

Почему-то мужчины думают, что если они на джипе, то могут и не пропускать прекрасных дам. Ну что ж, наказание за грубость последует незамедлительно.

Такое всегда случается, когда чуть раньше повернешь. Опять потребуется помощь мужа.

Странно, почему железную дорогу тоже называют дорогой? Ведь по дорогам должны ездить машины, а не поезда. Все запутают, перепутают, а потом ищут виноватых.

Сейчас наверняка остановит инспектор, а сумочка, как всегда, куда-то запропастилась.

Подробнее читайте в Российской газете

***