Не по заветам кота Леопольда
Художник и режиссер мультфильма про кота Леопрольда пытаются оспорить права на персонаж в суде.
В творчестве частенько такое бывает: придумывает один, а задумку реализует другой. А потом разберись за кем авторские права?
В Советском Союзе на одной шестой части суши это был, возможно, самый известный кот. А его экранное наставление о дружбе «Ребята, давайте жить дружно» — стало крылатым.
Наставление звучало с середины 70-х, когда создавался образ кота Леопольда, который методично, из серии в серию побеждал мышей-вредителей. Авторы и не задумывались, что спустя 34 года между ними развернется нешуточная борьба за право быть главным родителем культового персонажа.
Теперь режиссер Анатолий Резников против художника Вячеслава Назарука. И забыт призыв о дружбе, принесший им столько известности и славы.
Вячеслав Назарук, художник «А рисует-то художник-постановщик. Я рисую и фоны, и сами персонажи, и цвет, и динамику. Я разрабатываю артикуляцию, как разговаривает персонаж, как он движется. Это тоже мне нужно сделать».
Анатолий Резник, режиссер: «Он подаст в прокуратуру, чтобы против меня возбудили уголовное дело. Я когда это увидел, услышал, то у меня волосы дыбом — как это так? Я тот, кто придумал, вывел на экраны кота, сделал его популярным и любимым».
Спор авторов в том кто больше наделил кота добротой, кто значительнее добавил запоминающихся красок. Теперь это предмет судебного разбирательства. Создатели уверяют, что в советские годы из-за копеечных гонораров за появление в титрах мультсериала никакой борьбы не было. Да никто и не думал об этом. Делали для детей доброе дело.
Сегодняшний спор с оттенками капитализма: обладатель прав имеет возможность зарабатывать. Только внимательный к деталям зритель мог заметить, что кот Леопольд менялся. Из десяти серий в первых трех — это один кот, а затем вроде тот же, но другой.
В первых сериях почерк режиссера Резникова, но потом к работе подключился художник Назарук. Другая техника рисования изменила кота. Назарук уверяет, что именно этот образ и запомнился зрителям и стал главным. Это означает что автор — он. Но Резников непреклонен. Он считает, что идея доброго кота — его, а технология рисования здесь не при чем.
Что же касается судебного заседания, то тяжба только начинается. И на мировую спорящие стороны идти не намерены. Чтобы выяснить, кто же был истинным родителем Леопольда, суду придется прибегать к услугам экспертов мультипликационного сообщества.
***