Очередной «крестовый поход» муниципальных и региональных властей против маршрутных такси увенчался успехом. Сразу в нескольких регионах Поволжья резко сокращено количество наиболее популярного у перевозчиков вида транспорта — «ГАЗелей», а некоторые муниципалитеты и вовсе запрещают его. Параллельно идет перекройка городских маршрутов…

Комментарии участников процесса мечутся по шкале эмоционального накала от оптимистично-ровных: «Мы адаптируем свой парк к новым требованиям, да и сами пассажиры довольны комфортабельными автомобилями», — до отчаянно-депрессивных: «Это просто разорение и выдавливание из бизнеса конкурентов». Давать окончательную и однозначную оценку инициативам властей мы не беремся. Более того, заявленные ими цели — повышение безопасности и комфорта пассажиров, а также оптимизация пассажирских перевозок — можно только приветствовать. Однако ситуация выглядит запутанной, а методы, которыми государство привыкло решать проблемы, вызывают некоторую настороженность. Отсюда сомнения в эффективности реализуемых мер, а также в искренности властей, вдруг озаботившихся комфортом и безопасностью сограждан.

Первое, что наводит на мысли о ловле рыбки в мутной воде, — некоторая сбивчивость риторики и попытка свалить в одну кучу множество транспортных проблем. Давайте расставим все по местам, а заодно уточним детали. Если мы говорим о безопасности пассажиров, то почему гневные филиппики обращены в сторону именно пассажирских «ГАЗелей», а не в адрес водителей маршрутных такси, которые атакуют городские улицы в агрессивной манере гонщиков «Формулы-1»? С чего это радетели за безопасность решили, что тот же самый «шумахер», пересев на микроавтобус Mercedes или маленький китайский автобус, станет примерным участником дорожного движения? На наш взгляд, регулировать безопасность на дорогах нужно, в первую очередь, за счет соблюдения правил ПДД, а как заставить водителей маршрутных такси их соблюдать – вопрос, совершенно не относящийся к марке микроавтобуса.

Второй момент. Те же «ГАЗели» обвиняют в том, что они неэкологичны и загрязняют окружающую среду поволжских городов. Но это обвинение и вовсе лишено оснований. Горьковский автозавод (так же как и все автопроизводители в России) работает в соответствии с введенными нормами «Евро-3» с 1 января нынешнего года. Соответственно, все выпускаемые там автомобили вполне «законопослушны» в плане экологии. Если бы в качестве альтернативы «ГАЗелям» предлагались машины с гибридными, водородными двигателями или электромоторами, вопрос имел бы смысл. В данном же случае замена одного бензинового двигателя на другой с аналогичными показателями по выбросу вредных веществ представляется бессмысленной.

Третье. На «ГАЗели» навешивают еще и пробки на дорогах: вместительность у этих маршруток маленькая, поэтому их слишком много курсирует по переполненным трассам. Власти ратуют за оптимизацию пассажирских перевозок и уверяют, что если заменить, к примеру, три «ГАЗели» одним китайским автобусом Yutong (он рассчитан примерно на 40 — 45 человек), пробок станет меньше. Доказать или опровергнуть это утверждение на цифрах без проведения соответствующего исследования сложно. Однако думается, что проблему пробок сокращением числа маршрутных «ГАЗелей» в поволжских мегаполисах не решить. Архаичная система внутригородских автодорог просто не рассчитана на ежегодно удваивающийся парк личного и коммерческого транспорта. Есть ощущение, что пассажирские маршрутки в этом море — лишь капля…

Подробнее: «Эксперт Волга» №9 (97)

3 марта 2008

*