На автосалоне в Женеве будет показан спортивный автомобиль, развивающий скорость до 160 километров в час, но при этом сам по себе не производящий ни грамма выбросов углекислоты в атмосферу.

Двухместный родстер Lifecar работает на водородном двигателе, и потому его выхлоп состоит только из водяного пара. Он почти бесшумный и создан консорциумом британских компаний и университетов на основе машины Morgan Aero-8.

Легкий автомобиль укомплектован усовершенствованными водородными топливными элементами, благодаря чему полного бака водорода хватает на 400 км.

«Судя по цифрам, эта машина должна разгоняться с места до 60 миль в час [100 км/ч] примерно за семь секунд», — сказал в интервью Би-би-си Мэтью Паркин, представитель компании Morgan, производящей классические автомобили спортивного класса.

Однако машину еще не до конца собрали, и пока она не пройдет свой первый тест-драйв, мы не узнаем, за какое время она разгоняется до 100 км/ч.

«Она почти готова, и по плану мы намерены проехать на ней, когда закончится автошоу», — сказал Паркин.

Проект создания Lifecar продолжался почти три года и обошелся в 1,9 млн. фунтов стерлингов (3,8 млн. долларов). Часть средств выделило правительство Великобритании.

Спортивный, но экономичный

Топливные элементы подзаряжают батарею ионисторов

«Базовая концепция предусматривала создание спортивной машины, на которой было бы увлекательно и интересно ездить и которая могла бы служить образцом технологических разработок. При этом расход топлива в ней составлял бы 150 миль на галлон [63,77 км на литр]», — сказал Паркин.

«Все остальные характеристики уже вытекали из этого», — добавил он.

Батарею облегченных водородных топливных элементов разрабатывала британская компания Qinetiq, известная различной военной продукцией.

«Если взять типичный двигатель внутреннего сгорания и заменить его топливным элементом, то понадобится очень громоздкий топливный элемент. — объясняет представитель Qinetiq Иэн Уайтинг. — Так что это не самый рациональный подход».

Мощность силовой установки Lifecar — около 22 киловатт энергии, что примерно в пять раз меньше типичного двигателя внутреннего сгорания.

«Но и с такой мощностью мы способны обеспечить необходимую крейсерскую скорость», — подчеркивает Уайтинг.

Если машине нужно набрать скорость или заехать в гору, она черпает энергию из дополнительной батареи ионисторов, расположенной в средней части корпуса.

«Она подобна батарее, но хранит несколько меньше энергии и гораздо быстрее заряжается и разряжается», — говорит представитель Qinetiq.

Подзаряжает ионисторы рекуперативная тормозная система. Она замедляет движение машины, преобразуя ее кинетическую энергию в полезную электрическую.

«Гибридные автомобили уже применяют рекуперативное торможение. В норме оно восстанавливает около 10% затраченной энергии. Lifecar стремится к 50-процентному восстановлению», — говорит Паркин.

Дальность хода Lifecar составляет около 400 км, максимальная скорость — около 145 км/ч.

Деревянные сиденья

Сиденья сделали из дерева, чтобы снизить вес

«В конечном счете необходимо всеми способами стараться сократить массу автомобиля», — говорит Паркин.

Для этого шасси изготовлено из алюминия, а элементы отделки салона — из легких сортов дерева. Сиденья сделаны из дерева тоже.

Никакой «роскоши» в виде стереосистемы, центрального замка и даже подушек безопасности — всего того, что стало привычным в современных автомашинах — в Lifecar не предусмотрено.

«Наша цель — не превысить 700 кг», — говорит Паркин.

Также пришлось пожертвовать коробкой передач и гулом мотора — топливные элементы работают тихо.

Lifecar — не единственный из водородных автомобилей, представленных на Женевском автосалоне, хотя многие из них на поверку оказываются переделанными гибридными авто, а то и вовсе — машинами с бензиновым двигателем, которые могут какое-то время ехать, когда бензин кончается.

К примеру, японский автопроизводитель Mazda показал модифицированный вариант своей модели RX-8. Он обозначается как Hydrogen RE и является гибридным.

Honda анонсировала запуск в 2009 году спортивного концепт-кара CR-7 с гибридным бензиново-водородным двигателем.

Негде заправиться

На Lifecar пока еще никто не ездил

Машины с водородными двигателем, указывают критики, пока еще не преодолели ряд серьезных препятствий. Так, процесс производства водорода путем расщепления молекул воды сам по себе требует большого количества электроэнергии.

На сегодняшний день эта электроэнергия, в основном, производится на электростанциях путем сжигания ископаемого топлива, так что экологическая польза от перехода на водородные двигатели сводится на нет.

Да и инфраструктура для дозаправки водородных топливных элементов практически отсутствует.

«Есть целый ряд вопросов по поводу того, как и когда внедрять водородную инфраструктуру. — признает Уайтинг. — Пока единственным готовым решением является дозаправка автомобилей на центральной базе».

Что-то подобное уже существует во многих городах, где автобусы с водородными двигателями дозаправляются в парке.

Однако, говорит Уайтинг, есть и временные решения, которые он называет реформирующими технологиями: «Они позволяют брать горючее с существующей заправочной инфраструктуры — например, дизельное топливо — и с его помощью вырабатывать водород в самой машине».

Lifecar на данном этапе является концепт-каром, хотя Morgan не исключает переход к серийному производству в будущем.

«Мы оценим реакцию на показе. Если откликов будет очень много, мы рассмотрим проект, структуру цены, и как он будет функционировать».

На Женевском автосалоне в Швейцарии увидеть Lifecar можно будет с 6 по 16 марта.

Помимо Morgan и Qinetiq в проекте принимают участие компании Oscar Automotive и Linde AG и университеты в Оксфорде и Крэнфилде.

Джонатан Филдс

Обозреватель Би-би-си по науке и технике

понедельник, 03 марта 2008 г., 19:15 GMT 22:15 MCK

Би-би-си

***