Вот и дождались мы весны 2008 года. Кто-то озабочен своим здоровьем и борется с гриппом, а кто-то столкнулся с реализацией на практике реформы ЖКХ. Для начала стоит напомнить, в чем заключаются основные цели и задачи реформы ЖКХ? Основных задач три. Главная из них — повысить эффективность работы жилищно-коммунального сектора, формируя здесь экономические, а не административные отношения….

Согласно официальным источникам, в Самаре подходит к завершению отбор управляющих компаний. В 8 районах областного центра победителями открытых конкурсов уже стали 17 управляющих компаний и обслуживающих организаций. А тем собственникам помещений, которые пока не реализовали свое решение о способе управления домом, необходимо будет определиться с выбором управляющей компании до 1 мая 2008 года.

Для начала, думаю, стоит напомнить, в чем заключаются основные цели и задачи реформы ЖКХ? Основных задач три. Главная из них – повысить эффективность работы жилищно-коммунального сектора, формируя здесь экономические, а не административные отношения. Дело в том, что в советский период сектор ЖКХ, по сути, работал как часть административной системы. Но современное развитие рынка и появление нормальных мотиваций, таких, как заинтересованность в получении прибыли и сокращении издержек, способствовали запуску рыночных механизмов. Вторая задача связана с изменением форм собственности на жилищный фонд. До 90-х годов он практически полностью находился в руках государства. И сейчас необходимо провести его «разгосударствление» и передать эту сферу частным собственникам. И, наконец, третья задача – оптимизация бюджетных расходов на ЖКХ. До сих пор значительная часть расходов в этой сфере – это не расходы потребителей, а расходы бюджета. Причем часто получается, что бюджет помогает не бедным, а богатым, тем, у кого, допустим, больше площадь квартиры. А надо не дотировать стоимость ЖКУ, а оказывать адресную помощь тем, кто имеет низкий доход.

Заметим, правильность этих целей никто не оспаривает. Сейчас нужно понять — как с этим жить?

Что предлагает городская администрация?

Процедура конкурсного отбора проходит в соответствии с жилищным законодательством. По инициативе Главы Самары Виктора Тархова для собственников помещений, выбравших форму управления своим домом, осуществляется единый подход к оплате коммунальных услуг, предоставлению субсидий и льгот. Кроме того, Администрацией Самары разрабатывается порядок выплаты ТСЖ, ЖСК либо собственникам помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома. Одновременно с этим, выбор формы управления остается за собственниками помещений и может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений. Причиной отказа от услуг ранее выбранной управляющей компании может стать невыполнение обязательств по содержанию жилого дома, в частности, перечня обязательных услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Что предлагает жизнь?

Использовать жилье как капитал было не в советских традициях. Сейчас потихоньку мы понимаем, что жилье можно продавать, меняя свои бытовые условия. Но основная масса людей все же не воспринимает дом как капитал и не заинтересована в его усовершенствовании ради того, чтобы чувствовать себя богаче.

Может ли что-то измениться в психологии горожан и как это отразится на положении дел в жилищно-коммунальном секторе – об этом шел разговор обозревателя Медиа группы «Ваш выбор» Ольги Петропавловской с юристом Ольгой Сотниковой.

Меняются внешние обстоятельства, и как следствие необходимы перемены внутри нас…

Ольга Сотникова: Сегодня больше половины жилья в многоквартирных домах приватизировано. Это значит, что основным собственником квартир является не государство, а частные лица. Но психологически мы до конца этого не понимаем. Трудно осознать, что многоквартирный дом принадлежит не только вам, но и всем вашим соседям, что нужно придумать некую систему принятия общих решений, чтобы дом содержался хорошо и нанять кого-то квалифицированного для управления домовым хозяйством. Наши люди не готовы заказывать услуги, связанные с содержанием собственного дама. Они привыкли по всем проблемам, вплоть до текущих крыш и затопленных подвалов, апеллировать к власти. Так что одна из основных проблем сегодня – сформировать новую психологию потребителя. И дать людям возможность выбрать управляющую компанию самим.

Пока альтернатив здесь немного, поскольку долгие годы была монополия заказа и монополия исполнения. Мне рассказывали недавно, как в один дом пришли трое молодых людей в черном, пригласили жильцов на собрание и уговаривали срочно, в течение трех дней, организовать ТСЖ и выбрать управляющую компанию.

Ольга Сотникова: Да, такое, к сожалению, иногда случается. И все-таки за последние два года система предложения в этой экономической нише начинает формироваться. Однако нельзя не упомянуть о серьезных претензиях к государству, главная из которых заключается в том, что пока государство отвечало за жилищный фонд, оно не обеспечивало его нормального восстановления — капитальные ремонты не проводились и потребность в них колоссальная. В этой ситуации собственники говорят, что готовы взять на себя управление, если государство свою долю обязанностей выполнит. Поэтому очень важно, чтобы государство решило этот вопрос как можно быстрее. Но эта тема до конца сегодня не проработана и, на мой взгляд, это серьезно сдерживает инициативу людей.

Прокомментируйте ситуацию. У моих знакомых в доме-новостройке заказчик-застройщик сформировал кондоминиум и зарегистрировал товарищество собственников жилья. Сейчас, когда все жильцы въехали в дом, возникли разногласия между домовладельцами по вопросам несения расходов как за содержание и техническое обслуживание общего имущества, так и за предоставление дополнительных услуг (например, содержание охраны, систем видеонаблюдения и т.п.). Какие платежи являются обязательными для домовладельцев, а от каких они могут отказаться?

Ольга Сотникова: В соответствии с Федеральным законом «О товариществах собственников жилья» и с Гражданским Кодексом РФ каждый собственник квартиры обязан нести бремя расходов по содержанию как своей квартиры, так и объектов общего имущества (мест общего пользования). По закону в товариществах собственников жилья смета расходов на техническое обслуживание и предоставление дополнительных услуг утверждается на общем собрании товарищества. Утверждённая на собрании смета является основой для установления размера обязательных платежей каждого домовладельца. К обязательным платежам относятся платежи за техническое обслуживание. Эти платежи должны обеспечивать возмещение издержек на обслуживание и ремонт общего имущества. Размеры обязательных платежей каждого домовладельца пропорциональны доле занимаемого им помещения в доме.

Хотелось бы, чтобы все споры домовладельцы решали мирным путём, убеждая друг друга в необходимости несения расходов по содержанию дома, от размера которых напрямую зависит срок службы дома и стоимость каждой квартиры.

Затронув тему «психологии собственника», нельзя не задуматься о проблеме вандализма в жилых домах? Разбитые лампочки, надписи на стенах подъездов, сломанные почтовые ящики…

Ольга Сотникова: Повторю, жители привыкли, что городские власти за все в ответе, кто угодно, только не мы сами. Однако очевидно, что без личного участия нас самих эту проблему не решить. Горожане должны понять, что только совместными усилиями жителей можно кардинально изменить ситуацию. Практика показывает, что в домах, где созданы товарищества, случаев вандализма или нет вообще, или они единичны. Получается, что жильцы в таких домах чувствуют себя причастными и ответственными за сохранность всего дома, а не только своей квартиры. И соответствующим образом воспитывают своих детей. Думаю, нам всем пора решать, в каком доме мы хотим и будем жить.

*