Без Софико
В ночь на второе марта в Тбилиси после продолжительной болезни умерла народная артистка Грузии и Армении Софико Чиаурели. Невзирая на то что вот уже 17 лет актриса жила в другой стране, она принадлежала России. И у нас ее любили, конечно же, ничуть не меньше, чем в Грузии.
У себя на родине Софико (так ее называли все от мала до велика) стала «национальной легендой» – последней из великого рода, прославившего грузинское искусство на весь мир.
Дорогу к дому на Пикрис-горе (Горе раздумий) знал всякий грузин. На протяжении почти столетия это действительно был храм искусства, творческая жизнь в котором не прекращалась даже в самые суровые моменты национальной истории. Душой этого дома последние 20 лет была Софико Чиаурели – дочь выдающегося кинорежиссера Михаила Чиаурели и гениальной трагедийной актрисы Верико Анджапаридзе. Детская память Софико сохранила воспоминания о великих людях, бывавших в этом доме, и позже она превратила родовое гнездо в музей, создала в нем театр. В доме, где когда-то, так давно, встретились ее мать и отец, в доме, где прошла вся их жизнь, в доме, где и она сама появилась на свет и прожила все свои годы.
Талант Софико, ставшей славной продолжательницей своего рода, удивительно органично сочетал в себе самые разные амплуа. Ей были одинаково подвластны и высокие переживания греческой трагедии, и чувство иронии современной бытовой мелодрамы. Она царствовала как на сценических подмостках, так и в кинопавильоне. Ее снимали Алла Сурикова, Георгий Данелия, Сергей Параджанов. Зрители полюбили ее за роли в картинах «Ищите женщину», «Не горюй», «Не бойся, я с тобой», «Покаяние», «Миллион в брачной корзине». Всего Софико сыграла более 150 ролей в театре и кино.
Софико была по-настоящему счастливым человеком, потому что творческому успеху сопутствовала и радостная семейная жизнь в кругу детей и внуков. А еще у нее были бесценные минуты счастья и сотворчества, проведенные рядом с мужем Котэ Махарадзе – ярким актером и блистательным спортивным комментатором (пять лет назад он ушел из жизни). Софико умела быть созидательницей не только творческого Дома, но и семейного очага. Для нее это было связано неразрывно, до последнего дня…
***