В сознании граждан «китайская игрушка», мягко говоря, не синоним слова «хорошая». Теперь китайцы собираются еще и управлять нашими детьми из некоего центра по Интернету. Но и у нас, и везде вообще что ни игрушка, то «сделано в Китае». Почему так? Всегда ли плох Китай? Можно ли найти настоящую российскую игрушку? И что вообще купить ребенку, чтобы не превратить его в компьютерного зомби? Ответ на эти вопросы корреспондент «РГ» искал в Германии.

Не игрушки

Всемирная выставка игрушек в Нюрнберге «Шпильваренмессе» — это подорожавшие втрое отели, забитые аэропорты, переполненные рекламой все тех же игрушек, зазывные растяжки на каждом углу, и… полное отсутствие детей на самой выставке. Не их праздник.

Раз в году, в феврале, в этот баварский город свозят все, что появится на прилавках через год, не раньше. А оптовые покупатели смотрят товар и прямо на стендах заключают контракты. Сколько закажут — столько заводы и произведут. Главное, чтобы никто ничего не подсмотрел и не скопировал. Фотографировать нельзя. Купить нельзя. Попасть на выставку, не будучи бизнесменом, можно, но по такой цене, что тоже нельзя. Да и значительная часть павильонов окажется для вас закрытой даже за эти деньги. Промышленный шпионаж, которым занимается сами-знаете-какая-страна, — тема номер один. Да, даже украв образец, в точности воспроизвести его, например, к осени не получится. Но схематично — вполне, и тогда полетят миллиардные контракты: покупатель может предпочесть «почти такое же, зато дешевле».

Около 40 российских фирм приехали на выставку в этом году. 17 из них презентовали на выставке свою продукцию. Остальные (оптовики) делали закупки. Многие пытаются продать российское. И это самое интересное. Неужели кому-то нужны наши Смешарики, Хрюши и Степашки? Неужели России, заваленной китайской продукцией, есть что предложить миру самой? Короткий ответ — есть. Чтобы ответить предметнее, надо хоть немного разобраться в российском рынке игрушек. В рынке того, чем играют наши дети.

Россияне привыкли к хорошему

Парадокс: наши магазины забиты лучшими западными товарами, и многие деловые люди первой величины, побывавшие, например, в «Детском мире» на Лубянке, были просто потрясены. При этом в Нюрнберге у многих такое понятие, что русские дети играют в щепочки и кукол вертят из косынок. Поэтому российские фирмы поставили себе задачу: будем стереотипы ломать.

По темпам роста российский рынок вышел на первое место в мире. Мы богатеем быстрее Европы и Штатов, да и менталитет у нас известно какой: в банк деньги не отнесем, но игрушку дитю купим. Взять динамику роста «Детского мира», крупнейшего из российских участников выставки. Начав с исторического здания на Лубянке, сеть сегодня имеет 97 супер- и гипермаркетов в 47 городах. По словам генерального директора «Детского мира» Максима Ентякова, уже в этом году сеть расширится до 50 регионов, охватив 89 процентов населения России. Что до других цивилизованных торговцев, то новые магазины появляются в столицах и в регионах чуть ли не каждый месяц, да и в провинции появляются нормальные магазины.

Чем же они торгуют? Мы привыкли хаять наши магазины, но все познается в сравнении: Россия, как говорят специалисты, привыкла к хорошему. «Российский рынок формировался в 1990-е годы в двух направлениях, — объясняет генеральный директор компании «C-Toйз» Надежда Журина. — В крупных городах серьезные магазины сразу начали с дистрибуции лучших мировых брендов. С другой стороны, пошел стихийный челночный поток из Китая. Но важно, что крупные магазины сходу приучили россиянина к очень высокому качеству, поэтому, как только у людей появляются лишние деньги, они отказываются от челночной продукции. В целом ассортимент российского рынка очень серьезный, грамотно выстроена система поставщиков, растет цивилизованная розница. Как следствие, мировые компании начинают бороться за Россию».

Все так, но рынок пока прозрачным не назовешь. Считается, что каждая вторая игрушка прибыла в Россию по «серым» схемам или сделана на полуподпольном заводе. В Москве эта доля существенно ниже (а в Петербурге, к слову, доля легальных игрушек — самая высокая в стране), но за Уралом местами творится что-то ужасное. Доходит до того, что серьезные торговцы отказываются инвестировать в магазины в городах вроде Хабаровска или Владивостока — дешевый Китай с лотков забивает все. Отсюда резко различные оценки объема рынка. Г-жа Журина оценивает его в 2-3 миллиарда долларов, президент Национальной ассоциации игрушечников России Антонина Цицулина — в 4 миллиарда, а г-н Ентяков вообще отказывается гадать. «Есть оценки и в 6, и в 8, и даже в 10 миллиардов долларов по рынку всех детских товаров, — говорит он. — Думаю, что вести статистику — задача государства, которое должно четко определить, что такое «детский товар». С учетом внимания властей к демографической теме они этим в ближайшее время займутся».

А качество?

Но главное не цифры, а качество. Ошибкой было бы думать, что это чисто российская проблема, а на Западе все хорошо. Так, известнейший производитель игрушек, у которого только анализами и контролем занимаются тысяча человек, в прошлом году несколько раз отзывал огромные партии из-за вредной краски. Как она туда попала? В кулуарах выставки уверенно говорили: «Диверсия». Недаром стенд этой компании на выставке охранялся, как бункер. Тем не менее «пик проблемы» пройден. Лет десять назад в США подняли серьезную кампанию борьбы за качество китайских игрушек, которые только и поступают в эту страну. После этого вменяемые китайцы взялись за ум, и теперь есть китай, а есть Китай.

Что касается России, то единственный вопрос, который должен волновать покупателя (ведь он не может сам делать анализы), — где куплен товар. Правило: берем только в цивилизованной рознице. Там если и Китай, то тот, что с большой буквы. Система сертификации в России жестче, чем в любой другой стране мира, а то, что продается в крупных сетевых магазинах детских товаров, естественно, сертифицировано. Впервые затевают и собственную, внутреннюю сертификацию. В сотрудничестве с Ростестом и Росстандартом сеть «Детский мир» создает собственный знак качества и настоятельно рекомендует поставщикам проходить через очень жесткие фильтры, включая оценку психического воздействия игрушки на ребенка (что в мире вообще мало кто делает). Многие поставщики это приветствуют: товар с внутренним знаком качества уважаемого в течение 50 лет бренда продается явно лучше.

Подробнее читайте в «Российской газете» — Неделя №4600 от 28 февраля 2008 г.

"Российская газета" — Неделя

***