Рената Литвинова: «Земфира стала частью моей биографии»
В отличие от большинства киносценаристов, чьи имена известны лишь в профессиональном мире, имя Ренаты Литвиновой знают все. В новом амплуа кинорежиссера Рената завершила недавно работу над музыкальным фильмом «Зеленый театр в Земфире».
– Вы во многом тождественны – Земфира в стихах и вы в прозе. Тождественны в открытости, силе, беззащитности. Что, помимо создания картины, дала вам встреча с певицей?
– Вы знаете, она – железный логик. Она стратег. Аналитик. Принципы для нее дороже всего. Она себя несет и хранит. Я считаю одной из целей жизни – себя сохранить. Она может пойти против всех, остаться одной и быть правой. Это очень важно, потому что небесные инстанции любят людей, которые не предают себя. А тот, кто не предает себя, никогда не предает и других. Она очень благородный человек. И вообще я не верю в сотрудничество, когда нет взаимного обмена. Не знаю, что я дала Земфире, но она многому научила меня. Она – часть моей биографии.
– Кроме Земфиры, вы создали роскошную драматургическую галерею образов. Особенно хорош образ героя в фильме «Небо. Самолет. Девушка» – предельно сконцентрированное мужское начало.
– Там просто нет мужчины. В образе мужчины может выступить само небо или даже самолет в небе, совсем неважно. Мужчина в моих сценариях – это рычаг, который приподнимает образ героини. Например, я очень люблю мужчину в моей новелле про стареющего плейбоя. Впоследствии эта история была снята Кирой Муратовой в фильме «Два в одном». Я писала ее с такой нежностью, с такой любовью. Кира его, конечно, в своем фильме демонизировала, но она как режиссер имеет на это право. Кира же гений, она удивляет, она каждый раз бросает вызов этому ханжескому обществу, любит стронуть, возмутить обывателя. Это одно из ее предназначений – «страгивать» обывателя. Она входит в возраст и становится еще более молодой, обретает абсолютную свободу. Как правило, человек с возрастом ее теряет. А Кира – напротив. Быть свободным – одно из качеств гения.
– А в чем вы видите свое предназначение?
– У меня, наверное, немножко другая стезя… Я ее формулирую пока, но скажу честно, я всегда на стороне таких возмутителей. Я с ними. Не с обывателем, хотя обывателей – 90% нашего общества.
– Ваши герои все как один не могут и не хотят сделать героиню счастливой. Это ваш взгляд на мужчин вообще или это предлагаемые вами обстоятельства для ваших героев?
– Видимо, я не встречала таких мужчин, которые бы так формулировали свою задачу передо мной: сделать меня счастливой. Я вспомнила сейчас столь любимую мной пьесу «Пять вечеров», слова героя: «Я намерен вас сделать счастливой»… Я не встречала героя Володина в своей жизни. Но точно помню, что мой дедушка, красавец и аристократ, он меня любил, он на кухне, будучи любимцем женщин, надменным и холодным, чистил кожуру с яблок для меня и звал с балкона, чтобы я шла домой.
***