Властелин сердец. Из всех книжных жанров для нас важнейшим является фэнтези
Согласно свежему социологическому опросу, посвященному предпочтениям россиян в мире книг, отечественную классическую литературу читают 11%, а современную художественную – 4%. Любимые книжные жанры сегодня – это фэнтези, детективы и исторические романы. Таковы результаты недавнего опроса, посвященного предпочтениям россиян в мире книг. Социологи объясняют то, что легкие жанры вытесняют серьезные, изменениями в отношениях государства, книжного сообщества и читательской аудитории, произошедшими за последние 10–15 лет. Из книжной сферы ушла идеологическая, пропагандистская составляющая.
Качественная литература теряется в огромном количестве низкопробного чтива. Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН |
Исследовательский центр портала SuperJob.ru провел среди 5 тыс. респондентов из всех округов РФ социологический опрос на тему «Какие книги вы читаете?». Как выяснилось, наибольшей популярностью в России пользуются книги в жанре фэнтези (19%), детективы и исторические романы (по 13%).
По мнению респондентов, «любая книга развивает внутренний мир человека, а также его воображение. Но книги в жанре фэнтези делают это лучше прочих». Фанаты фэнтези убеждены: «Даже абсурдное на первый взгляд научное предсказание со временем может стать реальностью». Правда, непонятно, какое отношение фэнтези имеет к науке. Скорее, респонденты путают любимый жанр с фантастикой, что не одно и то же. Фэнтези лидирует благодаря успеху киноэкранизаций романов, написанных в этом жанре, и вообще моде на все таинственное, пугающее и оттого притягательное.
Если занятие верхней ступеньки пьедестала почета гоблинами, эльфами и гномами для кого-то сюрприз, то успех детективов и исторических романов не удивителен: их взахлеб читают уже несколько десятилетий. Другое дело, что в середине ХХ века это делали исключительно подростки, а сегодня – люди всех возрастных групп. Однако, говоря о «мужском» и «женском» чтиве, можно все же заметить некоторые различия. Так, мужчин, увлекающихся фэнтези, вдвое больше, чем женщин (24% против 12%), тогда как запутанные истории о раскрытии преступлений привлекают в основном дам. Их, кстати, больше и среди тех, кто неравнодушен к русской и зарубежной классике (14% и 9%, тогда как среди мужчин – 8% и 3% соответственно). А вот современная художественная литература повышенным спросом не пользуется ни у тех, ни у других: с книгами, увенчанными престижными премиями, знакомы лишь 5% женщин и 3% мужчин.
То, что исследование экспертов SuperJob.ru очень точно отражает реальную картину, подтверждает блиц-опрос, проведенный «НИ» в крупнейших книжных магазинах столицы «Библио-Глобус» и «Москва». По словам продавцов, лидерами продаж являются сегодня новая книга модного Сергея Минаева (с заманчивым названием «The Телки. Повесть о ненастоящей любви») и детектив самого раскупаемого современного автора Бориса Акунина «Смерть на брудершафт». Кроме того, бойко раскупается роман современной ирландской писательницы Сесилии Ахерн «P.S. Я люблю тебя», ставший мировым бестселлером и изданный в России гигантским тиражом. По наблюдениям продавцов, в последние годы наблюдаются две любопытные тенденции. Во-первых, пошел на спад повальный интерес к «женским романам» (согласно опросу SuperJob.ru, ими увлекаются только 7% читательниц). Во-вторых, успехом пользуются книги, по которым сняты кино- и телефильмы. Причем издатели приурочивают их выход в аккурат к показу экранизаций – и попадают в яблочко.
Что же творится с некогда «самой читающей в мире» страной?
«В 90-х годах произошло два очень заметных процесса, – считает ведущий сотрудник «Левада-Центра», социолог и переводчик Борис Дубин. – Государство ушло из книжной сферы. Сначала – из книгоиздания и распространения книг, потом из учреждений культуры, в первую очередь из библиотек. Положение библиотек сегодня чудовищное, что не может не сказаться на чтении. Книжное дело потеряло пропагандистскую составляющую. Пошла массовая, развлекательная литература, остросюжетная, жанровая, любовная». Изменилась, по мнению Бориса Дубина, и организация чтения: «В 60-х–70-х годах все шло через толстые журналы и небольшое количество книг, привлекавших образованную среду. В год это было всего 10–12 книг, каждая из которых была на слуху, и ее «читали все». Сейчас, при несравненно большем выборе, отслоилась группа молодой публики в крупных городах, достаточно образованной и обеспеченной, чтобы ходить в клубы, в дорогие кинотеатры, покупать модную литературу. Но в отличие от интеллигенции 60–70-х она не влияет на широкую публику».
***