Зарядка для мозгов. В России растет число тренингов, опасных для психики
В конце прошлой недели городской суд Санкт-Петербурга постановил закрыть Центр просветительных и исследовательских программ. У организации не оказалось разрешения на проведение тренингов и семинаров. Это фактически первый громкий прецедент, когда суд закрыл тренинговую компанию. Между тем психологи не устают отмечать: к ним на прием толпами идут люди, пострадавшие от различного рода психологических тренингов. Вместо «личностного роста» одни зарабатывают депрессию, другие – зависимость от тренера. Иной раз под видом тренинга можно обнаружить обыкновенную секту. Тогда прощай и психическое здоровье, и кошелек. Только вот доказать вину шарлатанов почти невозможно.
Занятия по стресс-менеджменту зачастую напоминают уроки физкультуры. |
В зале бывшего детского сада на окраине Москвы звучит релаксирующая музыка, а пять взрослых мужчин лежат на полу и крутят ногами. Так выглядит тренинг по стресс-менеджменту. Через десять минут мужчины встают и начинают отчаянно махать руками в духе восточных единоборств. Еще через десять минут по команде тренера они ложатся на пол и просто слушают расслабляющую музыку. В общей сложности занятие длится 6 часов. Внешне оно во многом напоминает тренировку в обычном спортзале, но стоит значительно дороже. Два дня таких занятий обходятся в 1,5 тыс. долларов. Впрочем, мужчин цена не смущает. Это руководители компаний. Один раз в неделю они проходят тренировку здесь, а по выходным, бывает, отправляются на тренинги во Францию. «Сотрудники моей компании тоже занимаются, вырабатываем корпоративный дух, – пояснил «НИ» один из участников тренинга Сергей. – Ради тренинга даже освобождаю их от работы».
По подсчетам аналитиков портала «Семинары», ежегодно число посетителей различных тренингов увеличивается на 40%. Руководители и сотрудники крупных корпораций активно учатся продавать и работать с клиентами на «бизнес-тренингах». А желающие сделать головокружительную карьеру все чаще обращаются к тренингам личностного роста. Дать ключ к успеху обещают тренеры курсов «Лидерство», «Найди себя», «Уверенность» и многих других. Действительно, популярные на Западе тренинги могут помочь сплотить коллектив корпорации и помочь неуверенным в себе людям в общении с работодателями. Но при условии, что занятия ведет квалифицированный специалист, а их в России немного.
Лекарство от всех болезней
Чаще всего возмущенные клиенты заявляют о том, что тренинг им ничего не дал, передает корреспондент «НИ» в Ульяновске Михаил Белый. Например, недавно в Ульяновске с гастролями побывали некие молодые люди из Казани, предлагающие за пару занятий профессионально научиться «пикапу» – искусству за короткий срок обольстить девушку или молодого человека. «Молодые люди говорили без умолку, поясняли, что обувь должна быть чистой, а одежда – хорошо постиранной. При этом постоянно что-то ожесточенно рисовали маркером, – рассказала «НИ» одна из девушек, побывавшая на занятии. – Все было очень сумбурно, но у присутствующих складывалось впечатление, что их действительно чему-то учат». За два занятия слушателям пришлось выложить по полторы тысячи рублей. Собрав деньги, сведущие в искусстве соблазнения молодые люди стремительно растворились. В Москве случаются аналогичные истории, только масштаб собранных средств у бизнес-тренеров больше.
«При средней зарплате в Москве 15 – 20 тыс. рублей стоимость тренингов у нас начинается примерно от 5–6 тыс. рублей, – отметил «НИ» психолог Павел Пономарев. – Для примера: в США средняя заработанная плата составляет 5–6 тыс. долларов, а средняя стоимость тренинга 500 долларов».
Впустую потраченные деньги – еще полбеды. Гораздо неприятней, когда тренинг дает эффект, но обратный тому, который ожидался. Связанный с этим скандал разразился недавно на Кубани, передает собкор «НИ» в регионе Сергей Перов. Представители небольших фирм, записавшие своих сотрудников на бизнес-тренинги, были возмущены: продажи не только не увеличились, а наоборот, упали. «Клиенты жаловались на хамство наших продавщиц. Мы их отправили на тренинг. После чего продавщицы стали хамить не только покупателям, но и руководству, – рассказал «НИ» директор одного из краснодарских магазинов. – Дисциплину удалось восстановить с большим трудом».
Впрочем, далеко не все работодатели готовы «восстанавливать трудовую дисциплину» среди сотрудников, у которых тренинги подняли самооценку до небес. Обычно последних просто увольняют. «Год назад к нам на работу устроился новый сотрудник Иван, и с тех пор в коллективе стали твориться поистине невероятные вещи, – рассказывает москвичка Екатерина Фоминых. – Оказывается, он прошел три ступени на тренинге личностного роста. При этом Иван всячески рекламировал этот тренинг. Его рассказами увлеклись несколько наших сотрудниц. После того, как они прошли первую ступень, общаться мы уже не могли. Девушки изменились буквально на глазах. Стали вести себя демонстративно нагло. Одна тут же пошла к руководству и потребовала увеличения зарплаты вдвое. Вместо повышения, начальник ее уволил, и она до сих пор не может найти работу. Другая повышения зарплаты не потребовала, но возомнила себя крупнейшим специалистом в своей области. Советов руководства не слушает, все делает по-своему и зачастую в ущерб производству. Скорее всего, ее тоже скоро уволят».
Потерять, к слову, можно не только работу, но и себя. Специалисты предупреждают, что особенно осторожно нужно относиться к так называемым жестким тренингам, направленным на изменение каких-либо качеств человека. «У меня был пациент, который увлекался танцами, был творческим человеком, – рассказала «НИ» психоаналитик компании «Мой тренинг» Наталья Богерчук. – Перед выбором профессии он пошел на сложный психологический тренинг, где ему внушили, что мужчина должен быть лидером, сильным и успешным. Теперь он работает в банке, а увлечение танцами забросил. Внешне он успешен, но в душе страдает. Тот тренинг просто заглушил его «я».
Психологическая пирамида
По мере роста числа посетителей тренингов, растет и число пациентов у психологов. «Ко мне часто обращаются люди, получившие психологические травмы после посещения недобросовестных тренингов, – рассказал «НИ» психолог Павел Пономарев. – Зачастую люди становятся просто зависимыми от такого постоянного «обучения». Тема получения знаний уже отходит на второй план. Особенно опасны в этом отношении такие тренинги, как «10 шагов к счастью». Там человека закачивают позитивом, он приходит на работу, домой и сталкивается с проблемами, которые уже не хочет решать, а всячески закрывает на них глаза. В результате его опять тянет пройти очередной позитивный тренинг, чтобы абстрагироваться от реальности. Чтобы бороться с такой зависимостью, человеку приходится обращаться к психологу, а то и к психиатру».
Зависимый от тренингов человек готов сделать для ведущего психологического семинара практически все, чем последние нередко пользуются. Зачастую такие тренинги устроены по типу сетевого маркетинга. Человек имеет право «учиться» до тех пор, пока приводит новых клиентов. Если за определенный период времени он не приведет необходимое количество людей, его выгоняют. «Ко мне обратилась девушка, которую вовлекли в такой тренинг, а затем она сама приводила туда новых людей, – рассказала «НИ» психолог, директор кадрово-консультационной компании «Рекконс» Эльмира Давыдова. – Как только она не выполнила план по привлечению клиентов, ее безжалостно выгнали. Причем в жесткой форме, наговорив совершенно недопустимых вещей. В итоге вместо уверенности в себе девушка получила тяжелую психологическую травму».
Обыкновенная секта
Некоторым псевдотренерам не хватает денег за обучение и они не прочь получить все имущество «ученика». Такие недобросовестные специалисты используют механизмы сектантства. «Часто в рекламе таких тренингов указывается сравнительно невысокая цена, – пояснил «НИ» г-н Пономарев. – Это многоходовая операция по отбиранию денег, которая принесет свои плоды спустя некоторое время. Следует обратить внимание, что на таких псевдотренингах люди общаются на весьма специфическом языке. Чтобы понять, о чем идет речь, необходим словарь терминов этой организации. Специфический язык ослабляет сознательный контроль человека за происходящим и делает его безвольным. Он уже ничего не понимает, кроме того, что нужно учиться дальше».
Как только человек начинает полностью зависеть от тренера-сектанта, ему говорят о необходимости достойно оплачивать полученные знания. Иной раз дело может дойти до пожертвований в виде имущества и квартиры. «Среди моих пациентов – девушка, которая чудом сбежала из такой секты, – рассказала «НИ» г-жа Давыдова. – Она еле-еле спаслась бегством. Ее заставили подписать расписку о неразглашении информации, полученной на тренинге. Когда она захотела уйти, ее уже не отпускали. У девушки была тяжелейшая депрессия».
До суда такие случаи доходят крайне редко. Едва ли не единственный случай: несколько лет назад в Краснодарском крае была разоблачена и осуждена группа мошенников, которые под видом психологических тренингов и семинаров организовали в Геленджике финансовую пирамиду под названием «Антарес». Клиентов обрабатывали так, что они тащили последние деньги из дома за «уникальную» возможность «вырастить бриллиант в своей душе». Кроме того, их заставляли вербовать новых клиентов семинаров.
Легальное мошенничество
Жертвам мошенников восстановить свои права почти невозможно. «Лицензированию большинство психологических тренингов не подлежат, так что пострадавшим обращаться в госорганы бессмысленно, – рассказал «НИ» председатель правления международной конфедерации Обществ потребителей Дмитрий Янин. – А доказать в суде, что именно тренинг нанес человеку моральный или физический вред очень сложно. Так что мошенники оказываются безнаказанными. К нам довольно часто обращаются люди, которых заставляли пройти бизнес-тренинг перед устройством на работу. Это было условием найма. Человек платил 200 долларов из своего кармана, проходил занятия, а на работу его потом не брали. Только вот привлечь к ответственности таких работодателей тоже нельзя, ведь формально человек не подписывал никаких договоров и никаких гарантий на трудоустройство не получал».
Сломать себя
Поскольку законодательно бороться с мошенниками в этой сфере трудно, специалисты советуют клиентам очень осторожно подходить к выбору тренинга. В первую очередь нужно обратить внимание на личность самого тренера. Если это психологический тренинг, у него должно быть соответствующие образование, опыт работы по специальности, навыки преподавания. «Не случайно, средний возраст тренеров в России 25–35 лет, хотя на Западе намного выше, – отметил «НИ» г-н Пономарев. – «Перепроизводство» психологов заставляет молодых специалистов заниматься тренинговой практикой, которая ближе всего к педагогической деятельности. А необходимых для преподавания навыков у них зачастую нет вообще».
Если на первом же занятии тренер производит неприятное впечатление, учебу лучше не продолжать. «Недавно я была на тренинге в одной сетевой компании, который вел непрофессиональный психолог, – рассказала «НИ» менеджер отдела тренингов компании по поиску и обучению персонала «Миктен» Анастасия Сливина. – Целью обучения было увеличение продаж и мотивация покупателей. Через 40 минут после начала занятий тренер выгнала из зала трех женщин, которые не достаточно внимательно ее слушали. Причем выгнала в достаточно грубой форме, говоря, что в жизни у них ничего не получится и резкой критикой. Две из них проплакали всю ночь, а на следующий день вернулись и признали правоту тренера. Третья женщина на занятиях больше не появлялась. Для нее это обернулось затяжным стрессом». Г-жа Сливина отметила, что даже если резкие методы на кого-то действуют, их нельзя считать профессиональным подходом. Лучше не ходить на тренинг вообще, чем испытывать постоянный моральный дискомфорт.
И, конечно, не стоит доверять громкой рекламе. Тренинги, обещающие головокружительный результат уже за три занятия, почти наверняка реальной пользы не принесут. «Полученный результат обязательно нужно закреплять, за два дня можно чему-то научиться, но кардинально изменить жизнь нельзя, – пояснила «НИ» г-жа Богерчук. – В среднем навыки формируются 21 день».
КСТАТИ
В ГЕРМАНИИ ТРЕНИНГИ ВЕДУТ ТОЛЬКО ПРОФЕССИОНАЛЫ
На всех крупных промышленных предприятиях, особенно с конвейерным производством, в Германии работают свои штатные психологи. Работают исправно, поскольку громких скандалов в этой сфере не было уже давно. Все дело в том, что без сертификата либо иного государственного свидетельства о приобретенной профессии у немцев не допускают даже к ремонту унитазов. А уж психологам, планирующим вторгаться в область человеческого сознания, для начала работы необходим как минимум диплом университета и подтвержденные ученые степени. Шарлатаны в этой сфере встречаются крайне редко. И дело не только в государственном контроле над их деятельностью. Типичный немец, решившийся записаться на психологический или бизнес-тренинг, обязательно посоветуется прежде со своим семейным врачом. А уж тот порекомендует действительно компетентного специалиста или авторитетную организацию.
Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин
В ПОЛЬШЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ НА ПИКЕ МОДЫ
По мнению варшавских специалистов, каждый третий поляк не может успешно строить карьеру без помощи психолога. Для оказания такого рода помощи населению в Польше появились тысячи фирм, проводящих психо- и бизнес-тренинги, их число стремительно растет. Применяемые на тренингах методики разнообразны — от коллективных бесед с «обнажением души» до йоги и конных поездок. Психотерапевты поясняют: по-настоящему эффективными могут быть курсы, длящиеся не менее трех месяцев. Все, кто предлагает «привести нервную систему в порядок» по сокращенной программе, скорее всего, просто авантюристы, не имеющие соответствующего образования вообще. Их число в Польше тоже постоянно растет. Дело в том, что уголовная ответственность для них не предусмотрена, кроме случаев, когда психике пациента нанесен серьезный ущерб. А его оценить крайне сложно. Проблема стоит так остро, что Объединение психиатров Польши намерено обратиться в МВД страны с просьбой, ввести в УК статью, которая бы карала за предоставление «душеведческих» услуг без соответствующего разрешения. Ведь, по мнению дипломированных психотерапевтов, под угрозу ставится психическое здоровье большой части населения, а это вам «не фунт изюму».
Виктор Шаньков, Варшава
***