"Мы — с Renault". Борис Алешин стремится привлечь на сторону АВТОВАЗа тех, кто хотел бы ездить на хороших машинах
На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault, покупающей блокирующий пакет акций российского предприятия. В связи с этим НГ обратилась к президенту Группы АВТОВАЗ Борису Алешину. Вы говорите о том, что АВТОВАЗ может создать машину качественную и доступную для народа. И будет она стоить 6–7 тысяч долларов США. Неужели это возможно? Какие будут технические параметры? Кто будет ее покупателем? И не создаст ли эта модель конкуренцию для той же Priora или Kalina?
Фото: Глеб Репин |
– У нас все автомобили разнесены по своим ценовым нишам. Минимальная стоимость автомобиля 150 тысяч рублей, максимальная – более 300 тысяч. И, надо сказать, в этом ценовом диапазоне мы иногда продаем автомобили по цене куда большей, чем предлагают наши конкуренты. Это мало кто знает. Многим кажется, что АВТОВАЗ способен продавать только пустой как барабан автомобиль, с низким качеством. Но посудите сами: сегодня мы продаем автомобиль Kalina в трех базовых моделях (седан, хетчбэк, универсал) и более чем в 60 комплектациях. На автомобиле Priora хетчбэк, который пошел в серию в этом году, есть опции, предусматривающие максимально разумное оснащение автомобиля, включая различные системы безопасности, датчики дождя, парктроник и многое-многое другое. Безвозвратно уходит то время, когда АВТОВАЗ был какой-то такой «неприглядной невестой»: и бедной, и некрасивой. Мы похорошели. И стали более уверенными.
– И все же репутация пока еще, скажем, не очень хороша. Не думаете ли вы о сотрудничестве с такими компаниями, которые помогут поднять репутацию АВТОВАЗа?
– Репутация, конечно, это очень важный аспект для компании, тем более для публичной компании. Но этому аспекту раньше уделялось мало внимания. В прежние времена считалось так: покупатель будет покупать автомобиль марки «ВАЗ», другого выбора у него нет. Но эти времена прошли. Мы испытываем очень серьезную конкуренцию и понимаем, что должны заботиться о репутации – что мы сейчас и делаем. С нами работают профессиональные компании по укреплению бренда, по неймингу и по рекламе. Это лучшие мировые консультанты: Роллан Бергер, Ротшильд, КPMG, наши аудиторы Эрнст & Янг… Знаете, я думаю, нам не хватит времени, чтобы перечислить всех, кто бывает сегодня в Тольятти и является партнером АВТОВАЗа.
– Возвращаясь к сделке с Renault: изменится ли политика АВТОВАЗа, когда придет стратегический инвестор? На какую модель будете делать ставку? Ходят слухи, что АВТОВАЗ будет производить Renault Logan, который сейчас выпускается на «Автофрамосе». Действительно ли это так? Не будет ли здесь каких-то конкурентных пересечений?
– Вы знаете, с прошлого года мы взяли курс на интенсивное обновление. Разработали целый ряд мероприятий, которые позволят бороться с издержками в производстве, финансах, в разных сферах деятельности компании. Мы поставили перед собой очень амбициозные задачи. И в этом смысле политика компании направлена на одно: производить хороший продукт и наращивать объемы производства. Имея адекватную систему продаж, мы совместно с Renault планируем к 2012 году производить существенно больше автомобилей, чем производим сегодня. Я пока не могу называть точные цифры.
Какой автомобиль будет производиться? Во-первых, будем делать обязательно как минимум один совместный автомобиль. Как минимум. Что важно: за счет объединения с Renault в стратегическом плане мы сможем получить доступ к платформе. Сегодня – это самый верный путь к снижению затрат. То есть отработанные технические и технологические решения позволят нам с наименьшими затратами построить современные и хорошо продаваемые автомобили. Эта идеология будет поддерживаться совместно нашими компаниями.
– Это все будет делаться на старом заводе или планируется все-таки построить что-то новое?
– Завод старый или новый – это вопрос экономики. Американцы, например, любят больше строить все на новой площадке, идеология Greenfield у них является превалирующей. Мы – по одежке протягиваем ножки. Вот с начала этого года, за 10 дней, пока вся страна отдыхала, у нас произведена довольно глубокая реконструкция сварочной линии и запущена новая линия производства автомобилей Priora хетчбэк. Сделано это на старых площадях. В старых энергетических или инфраструктурных условиях мы получаем принципиально новые технологические результаты. Тот завод, построенный 40 лет назад, был рассчитан на один уровень технологий. Это требовало больших зданий, это огромные цеха, это длинный конвейер с оптимальной на то время логистикой.
Сейчас новые технологии позволяют компоновать производственные мощности совершенно по-другому, более компактно. Для примера: производство LADA Kalina представляет собой яркий образец того, какие результаты могут принести внутренние преобразования. Это суперсовременное производство полного цикла, готовое выпускать качественные модели в объемах более 220 тысяч автомобилей в год, располагается на очень небольшой по площади территории.
– Очень интересно: неужели АВТОВАЗ будет и в дальнейшем выпускать «классику», модели, которые уже устарели по всем параметрам? Действительно так?
– АВТОВАЗ – это коммерческое предприятие. А эти модели покупаются. И покупаются очень хорошо. Пока мы не имеем резких запретительных требований, будем эти машины производить и продавать. Мы продаем их в большом объеме, но, конечно, не делаем на них ставку. С этими автомобилями должна уйти в прошлое вообще вся старая технология производства: и по закупкам, и по продажам, и по производственным методам, и по инжинирингу – как продукта, так и по производственному инжинирингу. То есть это уже отжившая технология, отжившие возможности.
– Да, конечно, спрос делает великие вещи – я по поводу «классики». Сделка с Renault, она не отменяет вашего протокольного соглашения с канадской компанией Magna International? Вы там хотели что-то делать совместно.
– АВТОВАЗ ведет разработку автомобилей С-класса. Magna выступала в качестве подрядчика при проведении инжиниринговых работ. В то же время существовали и другие подрядчики, которые занимались инжинирингом производства. С Magna у нас продолжаются отношения в рамках достигнутых договоренностей.
– И еще у вас есть один партнер – это GM. Почему вы не хотите с ним сотрудничать более тесно?
– Мы очень тесно сотрудничаем с GM. Настолько тесно, насколько это было возможно и насколько это зависело от GM. Дело в том, что Renault была выбрана из множества. И в числе претендентов была и компания GM.
– Расскажите, почему именно Renault, почему не GM. Интересно…
– Вы знаете, условия выбора и самой сделки настолько многообразны, что их нельзя охарактеризовать каким-либо одним параметром – все были достойны, все. И я очень благодарен моим коллегам из Fiat, GM, Magna – все, все были на высоком уровне. Это не вопрос денег, это вопрос сбалансированности предложений. И в этом смысле Renault оказалась лучшей.
– Говорят о том, что вы сейчас ведете переговоры о покупке Иж-Авто, там как раз производят «четверки», Kia. Для чего? Состоится ли эта сделка? Когда? Передадите ли туда конвейер «классики»?
– У АВТОВАЗа есть, я бы сказал, уязвимое место, связанное с его анклавным положением. Все производства АВТОВАЗа находятся в одной точке. Многие компании все же подобные риски стараются диверсифицировать и имеют несколько производственных площадок. И потом, это вопрос регионального выбора, это вопрос эффективности производства. Где сколько стоит рабочая сила, сколько стоят ресурсы, и поэтому мы, безусловно, присматриваемся к другим площадкам как внутри России, так и за ее пределами. Присматриваемся именно как АВТОВАЗ, не как альянс Renault–Nissan–АВТОВАЗ, хотя возможности этого альянса мы будем полностью просматривать. Но мы смотрим на эту задачку и отдельно. В настоящее время мы проводим оценку вариантов. Соответственно на Иж-Авто работают специалисты. Пока я ничего не могу больше к этому добавить.
– Что касается вашей структуры, на АВТОВАЗе недавно прошел совет директоров, на котором было принято решение о реорганизации структуры собственности компании. В связи с этим вопрос: когда реорганизация будет завершена? И появится ли дополнительное количество ценных бумаг на бирже?
– По этому вопросу я бы сказал следующее. Было время, когда АВТОВАЗу приходилось выживать. И у менеджмента появлялись новые задачи, под эти задачи они создавали компании. Многие компании уже не имеют связи с АВТОВАЗом. Было время разбрасывать камни. Сейчас у нас задача очень простая – повышение капитализации. Все в дом. Все, что было утрачено, все, что было неразумным образом представлено на продажу, – все в дом. А дальше будем смотреть.
– Когда планируете разработать проект реформирования производства компании? Вы же ставите себе какие-то определенные рамки.
– Я полагаю, что весь 2008 и 2009 годы мы будем готовить программу реструктуризации. Будет разработана подробная программа, бизнес-план на 2009–2012 годы. Это обговорено с нашими партнерами. Такой бизнес-план должен появиться в декабре 2008 года. Мы его обязательно обнародуем, потому что мы должны послать сигналы всем нашим смежникам. Всем тем, у кого мы покупаем комплектующие, узлы и агрегаты. Это должно быть известно всем нашим дилерам, чтобы они могли совершенно спокойно смотреть в будущее. Они должны знать, какие машины мы собираемся производить, какими темпами, какая будет ценовая политика, на какие объемы мы хотим выйти и как это будет выглядеть в финансовых показателях.
– Многие не верят в наш автопром, не верят, что в России действительно могут делать хорошую продукцию, что ее действительно хотят покупать люди. Вот бытует такое мнение.
– Под Петербургом выпускается Ford – это какой автопром? Это российский автопром. Присутствие на АВТОВАЗе GM или в будущем, предположим, Renault – это какой автопром? Глобализация идет. Комплектующие мы берем отовсюду, продаем автомобили тоже в разных странах мира. В этом смысле мы не отличаемся от любой другой мировой компании. А дальше давайте смотреть: кто обладает такой капитализацией, как мы, кто располагает такими объемами производства, кто эффективнее в нашей стране. Пусть расскажут. Поделятся успехами.
Подробнее: Независимая газета
***