Выгодное тело. Немец, превращающий трупы в произведения искусства, вдохнул жизнь в родной город
В начале этой недели в свой родной восточногерманский городок Губен вернулся скандально известный скульптор Гюнтер фон Хагенс. Изготовляя артефакты современного искусства из человеческих трупов, он стал источником скандалов по всему свету, но у себя на родине превратился в героя, в богом забытой провинции он последняя надежда на процветание.
Еще недавно каждый пятый житель этого 23-тысячного городка не мог найти себе работу – город пустел. И опустел бы, наверное, окончательно, если бы не «самый-страшный-человек-на-земле», как величают известного «творца человеческих тел» Гюнтера фон Хагенса. Его другие прозвища – Франкенштейн, Осквернитель и Доктор Смерть. Обычно такие имена дают серийным убийцам, но речь идет всего лишь о 63-летнем специалисте по изготовлению анатомических пособий, ударившемся в искусство. Сам он называет себя профессором, но в Германии его обвинили в незаконном присвоении звания. Так или иначе, но известен он вовсе не медицинскими достижениями, а серией скандальных выставок скульптур из человеческих тел. Покойники, лишенные кожи и жировых отложений, играют на выставках Хагенса в шахматы, скачут на мумифицированных лошадях, а то и совокупляются. Особый же шум в прессе вызвала мумия женщины, во вскрытой матке которой виден семимесячный плод. Кстати, Джеймс Бонд из «Казино «Ройяль» расправлялся с очередным своим врагом именно среди жутких экспонатов Гюнтера фон Хагенса.
Мертвенно бледный господин в неизменной шляпе а-ля Йозеф Бойс очень любит цитировать один из постулатов именно этого немецкого авангардиста: «Каждый человек – художник. А невостребованный труп не имеет никакого достоинства как такового».
Начинал художник еще в ГДР, где получил два года тюрьмы за инакомыслие, но вскоре был выкуплен Западной Германией всего за 20 тыс. долларов. Восточные немцы продешевили – теперь каждая скульптура этого художника стоит больше, чем они продали его самого. Правда, обычно он продает людей по кусочкам: «В зависимости от того, как разрезано тело, из трупа может получиться до 600 частей различного размера», – поясняет Хагенс. «Я убежден, что через три-четыре года мы сможем производить до 500 тысяч сувениров в год». Учитывая, что минимальная цена за скульптуру из части человеческого тела стоит 250 евро, то в среднем на каждом человеке Хагенс делает 150 тыс. евро. Никакой нефтяной бизнес не дает такой сверхприбыли. Жители Губена в восторге, центр по изготовлению скульптур в городе обещает привлечь более 11 миллионов евро инвестиций и дать минимум 200 новых рабочих мест.
По словам Хагенса, сейчас в очередь к нему записаны 8 тыс. 568 желающих пластинироваться после кончины, в том числе 6 тыс. 908 немцев и даже 1 эфиоп. Очередь эта связана не только с популярностью некро-искусства, деньги-то «скульптурам» платят еще при жизни. Сколько именно дает Хагенс за тело, неизвестно, но почему-то не все соглашаются на такие эксперименты: мешают религиозные предрассудки. Так, Александр Сизоненко, когда-то знаменитый баскетболист, а ныне бедствующий, больной пенсионер из российской глубинки, презрительно посмотрел на пронырливого немца с высоты своих 2 метров 48 сантиметров и отмахнулся от горы валюты, обещанной Хагенсом за тело самого высокого человека на Земле: «Бог не простит!»
СЕРГЕЙ ЗОЛОВКИН, Берлин, РОМАН ДОБРОХОТОВ
***