Третьяковская галерея завершит "Сезон Петрова-Водкина" необычной акцией в центре Москвы
В центре столицы в воскресенье состоится необычная акция — «Прогулка на Букашке», посвященная открытию Дней исторического и культурного наследия Москвы. Ровно на один час музейной площадкой станут троллейбусы маршрута «Б», курсирующие по Садовому кольцу.
Как рассказала замдиректор Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) Марина Эльзессер, акция-экскурсия завершит «Сезон Петрова-Водкина в Третьяковской галерее». Он стал первой ласточкой нового проекта «Сезоны великих мастеров ХХ века», начавшегося этой зимой в ГТГ.
Борт одного из троллейбусов «Б», в народе прозванного «Букашкой», украсит декоративное панно по мотивам известнейшей картины Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». В этом троллейбусе культурологи-москвоведы проведут экскурсию «Художественная жизнь Садового кольца в ХХ веке». Следом по внешней стороне кольца пойдет вереница «букашек», где любой пассажир сможет прослушать экскурсию, записанную на магнитофон. Цена ее равна обычной стоимости проезда в городском транспорте.
Экскурсантам объяснят особую роль Садового кольца в истории столицы, помогут по-новому взглянуть на знакомые улицы, площади и дома, вытянувшиеся вдоль шумной магистрали. Гидами выступят авторы некоммерческого проекта «Культурологические прогулки по Москве» (МосКультПрог) Сергей Никитин и Юрий Ширков.
«МосКультПрог» — неформальное объединение, регулярно на безвозмездной основе проводящее «вылазки» в старые и новые уголки Москвы. В такие прогулки вовлекается много энтузиастов, неравнодушных к истории и современному состоянию столицы.
Как пояснила Марина Эльзессер, «Сезон Петрова-Водкина» в Третьяковке был приурочен к 125-летию выдающегося российского художника XX века. В залах ГТГ на Крымском валу, где экспонируется искусство России ХХ века, была открыта расширенная экспозиция живописи и графики Кузьмы Петрова-Водкина (1878-1939).
В ней и хрестоматийные полотна «Девушки на Волге», «1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)», и обычно лежащие в фондах эскизы и рисунки — многие представлены зрителю впервые.
По словам Эльзессер, Третьяковка начала «Сезоны великих мастеров ХХ века», чтобы помочь своим посетителям разобраться в сложных судьбах искусства ХХ века и глубже узнать творчество его наиболее крупных деятелей.
«Молодые сотрудники музея придумали проект, где расширенный показ произведений каждого художника сопровождается мультимедийным проектом — виртуальной выставкой, а также просветительской программой: это тематические экскурсии для детей и взрослых, лекции, интерактивные занятия», — сказала замдиректора ГТГ.
«Сезоны» не случайно открывал Петров-Водкин: этот художник-новатор стоял на грани старой и новой традиций в искусстве ХХ века. Он ярко проявил себя как живописец, график, иллюстратор книг и теоретик искусства, а также как писатель, драматург, сценограф, педагог. Он изобрел новый вид построения пространства картины — сферическую перспективу. Особенно отчетливо мастер выявил своеобразие собственной художественной системы в натюрмортах.
Пронзительно повествуют об эпохе холсты 1918 года «Селедка», «Скрипка», «Утренний натюрморт», равно как и более поздние «Черемуха в стакане» или «Натюрморт с чернильницей».
При жизни Петров-Водкин вызывал разноречивые оценки коллег и критиков. Его «Купание красного коня» (1912) историки искусства толковали то как гимн грядущей революции, то как предсказание кровавой драмы 1-й Мировой войны. Ныне обе трактовки признаны поверхностными, но по сей день художник предстает в массовом сознании как автор мистический и сложный для понимания.
О нем судят скорее на основании мифов, нежели по его работам, подчеркнула искусствовед.
В «Сезон Петрова-Водкина» Третьяковка открыла своего героя зрителям через современные формы: медиапроект «Пространство и время Петрова-Водкина», вобравший в себя около 150 произведений художника и близких ему мастеров, танцевальный спектакль «Театра ZERO», видеофильм «Кузьма Петров-Водкин в Третьяковской галерее». Программа представила широкий спектр высказываний современников о художнике и мнение сегодняшних специалистов.
МОСКВА, 18 апр — РИА «Новости»,
Елена Титаренко
*