(Le Temps)    Хотя СМИ подконтрольны власти, цензура пока щадит интернет. Кремль считает, что в настоящий момент сеть не может сильно навредить. Изменит ли положение дел приход к власти Дмитрия Медведева, который, в отличие от Путина, регулярно пользуется интернетом?

В прошлом остались времена российских интернет-кафе с дребезжащими компьютерами и прерывающейся связью: сегодня в московском метро невозможно сделать и трех шагов, чтобы не наткнуться на рекламу, предлагающую «высокоскоростной доступ за 300 рублей в месяц».

Такая демократизация очень своевременна. Несмотря на то, что СМИ подконтрольны Кремлю, интернет остается нишей свободы, которую цензура по большей части щадит. И для оппозиции, лишенной слова в официальных СМИ, часто именно блоги становятся способом заявить о себе. «Для нас это очень важная опора», – подтверждает Марина Литвинович, специалист по новым технологиям и соратница бывшего чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. В Ингушетии «местные власти заблокировали некоторые независимые сайты накануне большой манифестации, – рассказывает она. – Но благодаря блогам активисты получили по электронной почте не понравившиеся властям тексты, и на следующий день наскоро напечатанные листовки были развешаны по всему городу!».

Live Journal, или ЖЖ, решительно опережает по популярности все блоги в России. Созданный в 1999 году в Соединенных Штатах Live Journal в декабре прошлого года был куплен российской компанией. В блогосфере буря эмоций, боязнь цензуры, слухи о закрытии… Все эти опасения отметает Антон Носик, десять лет назад находившийся у истоков российского интернета, а сегодня вставший у руля ЖЖ.

Случаи запугивания

«Никакой цензуры нет, ничего не изменилось», – заверяет Носик. Во всяком случае, рунету ничего не угрожает: «В Кремле же не дураки сидят! Они поняли, что китайский подход ни к чему хорошему не привел. Они предпочитают идти другим путем, пытаясь наводнить интернет собственными пропагандистскими сайтами». С такой оценкой согласна и Марина Литвинович. «Интернет – заповедник интеллектуальной элиты. Власть мирится с существованием этого пространства, считая, что сильно навредить оно не сможет».

Но есть и случаи запугивания. Журналистка популярной газеты «Комсомольская правда» Юлия Юзик стала жертвой «эффекта ЖЖ»: проинтервьюировав оппозиционера Владимира Буковского, она написала статью для газеты, а потом в своем блоге рассказала о благоприятном впечатлении, которое произвел на нее пожилой оппозиционер. Результат не заставил себя ждать: «На следующий день в моем блоге было уже 300 комментариев, это переросло в политические дебаты и журналистику!» Итог: через два дня главный редактор вызвал ее, чтобы сообщить об увольнении…

Несмотря ни на что, «заповедник интеллектуалов» функционирует практически свободно. Изменит ли положение дел приход к власти Дмитрия Медведева, который, в отличие от Путина, регулярно пользуется интернетом? «Кланы, которые делят сферы влияния в Кремле, почти все информационно безграмотны, – шутит Марина Литвинович. – Хоть сам Медведев и продвинутый в этом смысле человек, ему никогда не удастся убедить властные круги в значимости этого средства информации», – говорит она, но, задумавшись ненадолго, добавляет: «Правда, с ними никогда не знаешь, чего ожидать…»

InoPressa.ru

***