«Паб» стал самым громким театральным провалом последнего времени
Начнем торжественно: «Паб» обещал стать по меньшей мере главной премьерой месяца. И правда: самые ныне раскрученные драматурги братья Пресняковы ставят политическую сатиру с Людмилой Гурченко в роли дьявола, с великолепной литовской сборной из двух актеров (Юозас Будрайтис и Регимантас Адомайтис)…
Дополнительная интрига в том, что Пресняковы решили на этот раз выступить постановщиками, и пресса зажужжала, что вот, мол, на Западе-то они уже давно ставят, а мы все в отстающих. Не будем портить праздник недоверчивыми вопросами: «Может, и не стоило?», мало ли какие сюрпризы бывают. Но, идя на премьеру, как всякий основательный театрал, подготовимся. Что там пишут в анонсах?
Вот как сами братья подают сюжет «Паба»: «Где-то в Португалии встречаются лидеры самых могущественных держав мира. Место встречи — паб. Тот, кто назначил встречу, — Дьявол. На повестке дня только один вопрос — Конец Света…» Понятно. Пишут, что Людмила Марковна сама пригласила Пресняковых к сотрудничеству, и сравнивают этот факт с тем, как в конце 50-х Оливье пригласил Джона Осборна из поколения «рассерженных» написать для него пьесу. Так-так. Рассказывают, что Португалия и паб возникли из посещения братьями лиссабонской пивной, устроенной в бывшем храме. Впечатляет. В форумах публикуют фотографии Гурченко с обнаженной грудью и обсуждают, настоящая ли. В анонсах пишут, что силиконовая. Интересно. Далее идет — кто кого играет. Адомайтис — президента США, Шац — премьер-министра Великобритании, малоизвестный молодой Денис Яковлев — президента России. Все остальные роли, включая Фиделя и Ангелу Меркель, — Виталий Хаев. Ну и хозяин заведения по прозвищу Отец, — Будрайтис. Еще становится известно, что Хаев летает на резинках и громко пукает под фонограмму.
Профессионалам забавно смотреть, как новоиспеченные режиссеры, только открывающие для себя эту профессию (которую, видимо, и серьезной профессией-то не считают, коли решили, что с первой попытки сбацают хит), радуются возможностям дешевых режиссерских акцентов — лучам света, актерскому интонированию. «Помните Архимеда, — говорит в начале Гурченко, — парня, у которого был самый длинный… рычаг?»
Как бы то ни было, фокус не удался, и хита, судя по тому, что народ даже на премьере потянулся к выходу прямо во время действия, не будет. Не стану ругать пьесу — возможно, только в этой постановке она выглядит неоформленной кучей претенциозных шуток, а на бумаге окажется о-го-го. Но режиссура братьев, явно получивших немалые деньги на постановку (это не какие-то антрепризные копейки, тут и правительство Москвы вложилось), — это сеанс черной магии с последующим разоблачением. Имея такую команду, устроить из собственной же пьесы тривиальную, пошлую да еще кичливую самодеятельность…
Кстати, знаете, как «Паб» заканчивается? Гурченко в шикарном красном платье, раскинувшемся по сцене лепестками, поет и, перефразируя Земфиру, завершает пение криками: «Не уходи!» В это время в темноте луч падает на пятящегося президента России. Очень актуальная предвыборная шутка.
Подробнее: Время новостей
***