Необычную встречу вчера провел в своем ведомстве министр внутренних дел России Рашид Нургалиев. Впервые на милицейской, так сказать, площадке для открытого обсуждения собрались руководители общественных правозащитных движений и силовики. Что любопытно, инициатива такой встречи принадлежала правозащитникам.

Тема, которую здесь обсуждали, выходит далеко за рамки милицейских возможностей — семейное насилие. Оказывается, наличие семьи — далеко не всегда гарантия детского счастья, благополучия и элементарной безопасности. Порой бывает так, что лучше бы этой семьи у ребенка не было вообще. Вот только мало кто жалуется на семейного садиста или насильника. Налицо синдром «молчания ягнят». Как признал Рашид Нургалиев, самая большая проблема, с которой сталкиваются его сотрудники, — скрытая преступность.

— К сожалению, уровень латентности преступлений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений, является одним из самых высоких, что признано ведущими зарубежными и российскими специалистами, — рассказал министр. — Социологические исследования показывают, что основная часть потерпевших от таких преступлений не обращается за помощью в соответствующие государственные органы и общественные организации.

Особое место, по словам министра, занимают сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних. Масштаб этой беды не поддается учету. Жертвы всеми силами пытаются скрыть происшедшее из-за стыда и страха перед взрослым. Министр рассказал, что при обращении детей за помощью и защитой к близким людям родные зачастую относились к преступлению снисходительно. А деградировавшие матери даже «ревновали» дочерей и обвиняли их в умышленном сожительстве. Из-за неразрешенной ситуации подростки уходят из дома, оказываясь на улице со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Ольга Костина, руководитель правозащитного движения «Сопротивление», привела статистику семейного насилия. Ежегодно в России около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Побои бывают такими зверскими, что ребятишки умирают. Более 50 тысяч детей каждый год убегают из дома, спасаясь от «горячей любви» своих родственников или опекунов. Ежегодно 7 тысяч детей становятся жертвами сексуальных преступлений.

Что делать в такой ситуации? Очевидно, что одними полицейскими мерами тут не обойдешься.

Чтобы помочь таким несчастным, руководители министерства, правозащитники и депутаты предложили создать специализированный информационный центр. Сюда должны войти «горячая линия», интернет-портал, чтобы любой ребенок, подросток, женщина смогли рассказать о своей беде.

"Российская газета"

*