Самарское УФАС России следит за соблюдением правил при организации аукционов и торгов, проводимых Главным управлением организации торгов Самарской области
Самарским УФАС России подготовлено для публикации в прессе несколько информационных сообщений по этой теме. (Подробнее…)
Принято решение: разделить на лоты
18 февраля 2007 года Комиссией Самарского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов было принято решение выдать предписание заказчику и уполномоченному органу о внесении изменений в документацию по проведению открытого аукциона по отбору поставщика медицинских расходных материалов, тест-систем, химических реактивов и медикаментов для заготовки, фракционирования лабораторного контроля донорской крови на 1-е полугодие 2008 год для ГУЗ «Самарская областная станция переливания крови». Организатором аукциона является Главное управление организации торгов Самарской области. Начальная цена контракта составила 28 млн. 297 тыс.руб.
Основанием для выдачи предписания послужила жалоба, полученная от Саратовского завода медицинской упаковки ЗАО «Медупак».
В жалобе указывается, что Главное управление организации торгов не направило на электронный адрес заявителя по его запросу аукционную документацию и на то, что содержащееся в аукционной документации техническое задание, представленное одним лотом, состоящим из 194 наименований, создает условие для победы одного поставщика, способного обеспечить всю поставку, исключая участие других поставщиков.
В целях установления возможности разделить данный лот на несколько и тем самым дать возможность большему количеству поставщиков принять участие в аукционе Самарское УФАС России на заседание комиссии пригласило в качестве эксперта заведующего кафедрой госпитальной терапии с курсом трансфузиологии Самарского государственного медицинского университета, главного гематолога Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, профессора Давыдкина И.Л..
По результатам рассмотрения жалобы было принято решение признать жалобу обоснованной и выдать предписание:
1. направить аукционную документацию в адрес ЗАО «Медупак»;
2. внести изменения в аукционную документацию, разделив техническое задание на 3 лота: 1 лот — реагенты, 2 лот – расходные материалы общемедицинского назначения, 3 лот – инструменты общемедицинского назначения.
Специализированную организацию не выбрали по конкурсу
Специализированную организацию для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов не выбрали 8 заказчиков – ФГУ «Военный санаторий Волга», Медицинский центр мобрезервов «Резерв», УВД по Центральному району г.о. Тольятти, Самарский государственный экономический университет, ФГУП СПО «Самарский колледж строительства и предпринимательства», ФСБ, Самарский государственный медицинский университет, Ветеринарная станция академии сельскохозяйственных наук в связи с выдачей Самарским УФАС России предписаний о внесении изменений в конкурсную документацию.
Основанием для выдачи предписания послужили жалобы ООО «Трейдком», ООО «Советник – М», ООО «Центр подрядных торгов в строительстве».
Конкурсная документация данных заказчиков по данному конкурсу содержала одни и те же нарушения: отсутствие начальной цены контракта, отсутствие объемов оказываемых услуг, обязанность участника торгов быть зарегистрированным на официальном сайте в сети «Интернет», запрещение указывать на конверте с конкурсной заявкой наименование (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество (для физического лица) участника размещения заказа, неправильно указан срок для внесения изменений в конкурсную документацию и другие.
Кроме этого установлены требования о представлении в составе конкурсной заявки непредусмотренной Федеральным законом о размещении заказов (балансовые отчеты, копии свидетельств о поставке на учет в налоговом органе с указанием ИНН).
По результатам рассмотрения жалоб и внеплановых проверок заказчикам были выданы предписания — внести изменения в конкурсную документацию по выбору специализированной организации с учетом Федерального закона о размещении заказов и при необходимости повторно провести данный конкурс.
Одновременно Самарское УФАС России обратило внимание заказчиков на возможность проводить отбор специализированной организации путем запроса котировок, если начальная цена контракта не превышает 500 тыс. руб. в квартал и без заключения контракта в случае, если начальная цена не превышает 100 тыс. руб. в квартал.
Энергетический аудит – по «правильному» конкурсу
14 февраля 2008 г. Федеральный Арбитражный Суд Поволжского округа оставил без изменения решение Арбитражного суда Самарской области, в соответствии с которым признан недействительным конкурс на проведение инструментального энергетического аудита ряда объектов, находящихся в собственности Самарской области. Одновременно по иску Самарского УФАС России суд признал недействительным заключенный по результатам конкурса государственный контракт.
Согласно условиям контракта, победитель конкурса ЗАО «СВ-Аудит» (г. Москва) обязался в 2007 г. осуществить обследование потребителей топливно-энергетических ресурсов с целью установления показателей эффективности их использования и выработки экономически обоснованных мер по снижению их потребления. Среди объектов, в отношении которых подлежали выполнению работы по энергоаудиту, значились Самарская областная станция переливания крови, Самарская государственная филармония, Самарская областная универсальная научная библиотека, Самарский областной противотуберкулезный диспансер и иные социально значимые объекты. Сумма контракта составила 1,6 млн. руб. Заказчиком выступило Министерство промышленности и энергетики Самарской области.
Наряду с ЗАО «СВ-Аудит» в конкурсе приняло участие ЗАО «Промсервис» (г. Димитровград), которое, не согласившись с присужденным по результатам конкурса вторым местом, обжаловало действия конкурсной комиссии, заказчика и Главного управления организации торгов Самарской области в Самарское УФАС России. Доводы жалобы сводились к нарушению установленного Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» порядка определения победителя. Рассмотрев жалобу, контрольный орган установил грубые нарушения порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, выразившиеся в использовании одного критерия – цены контракта. Остальные критерии – сроки выполнения работ и качество работ – конкурсной комиссией были оставлены без внимания. В нарушение требований Закона о размещении заказов конкурсная документация устанавливала произвольный порядок определения победителя, основанный на субъективном мнении членов конкурсной комиссии и допускающий возможные злоупотребления при принятии решений.
Признав жалобу ЗАО «Промсервис» обоснованной, Самарское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованиями о признании проведенного конкурса и заключенного государственного контракта недействительными.
Протоколы должны опубликовываться в полном объеме.
Постановлением одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2008 года апелляционная жалоба Главного управления организации торгов Самарской области оставлена без удовлетворения.
Поводом для судебного разбирательства послужили п. 3 решения и п. 1. предписания, выданных Главному управлению организации торгов Самарской области (далее Управлению) управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее Самарское УФАС России) по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «Страховая компания «СКИФ-ИНКОМ» на действия конкурсной комиссии при размещении заказа по определению страховой компании на оказание услуг по страхованию автомобильных дорог общего пользования Самарской области для министерства транспорта, связи и автомобильных дорог. Начальная цена контракта составила 83 млн.475 тыс.руб.
Жалоба была признана частично обоснованной, предписание было решено не выдавать, а также было принято решение о проведении внеплановой проверки по данному конкурсу.
Проверкой было установлено, что протокол вскрытия заявок, протокол рассмотрения заявок, протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе были опубликованы на официальном сайте не в полном объеме. В них не были указаны члены конкурсной комиссии, подписавшие данные протоколы.
В связи с этим Управлению было выдано предписание, где было предписано опубликовывать протоколы вскрытия конвертов, рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на официальном сайте в полном объеме, с указанием фамилий, имен, отчества членов конкурсной комиссии.
Главное управление организации торгов Самарской области посчитало, что Самарское УФАС России не в праве проводить внеплановые проверки при рассмотрении жалоб, а также выдавать по ним предписания, поэтому данные пункты решения и предписания были обжалованы в Арбитражном суде первой инстанции.
Арбитражный суд первой инстанции отказал Управлению в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что оспариваемые пункты ненормативных актов соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Управления.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить данное решение, ссылаясь на нарушение судом норм действующего законодательства и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд признал обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Управлением требований. Признал, что суд первой инстанции правильно и полно установил все обстоятельства дела и дал им оценку, а также правильно применил нормы материального и процессуального права.
*