В нем участвуют студенты со всей Европы — создатели интеллектуальной техники, работающей при помощи компьютеров. В будущем многие из этих изобретателей станут разрабатывать сложнейшие аппараты для космических или глубоководных исследований. А пока членам жюри предлагается оценить роботов, умеющих играть в шахматы или танцевать.

Робот, с помощью которого можно играть в шахматы. Для этих студентов создание подобных машин не хобби, а будущая профессия с незнакомым названием — мехатроника. По словам Мартена Олэна, робот имеет пять моторов, в программу заложены специальные команды для каждого из этих моторов.

Студенты выстраивают целые транспортные сети, и чем меньше предмет манипуляции, тем выше оценка работы. Каждое движение робота — результат кропотливой работы программиста. Одна ошибка в расчeтах — и важный груз потерян — программу приходится писать заново.

Группа студентов из Португалии пытается научить своего робота удерживать в равновесии металлический шар. Несколько человек уже четыре часа ищут нужный угол методом проб и ошибок. Рикардо Сантос пытается рассчитать его теоретически — пока безуспешно.

Наши студенты такие автоматы строить тоже умеют, но сегодня они наблюдают, перенимают опыт. Отечественных специалистов по интеллектуальной технике в России стали готовить совсем недавно. На Урале отделение мехатроники открыли 4 года назад, но конкурс при поступлении уже перевалил за 20 человек на место.

Через несколько месяцев уже российские студенты поедут в Европу, со своими наработками в области роботостроения. Уральцы покажут шведам автономных танцующих роботов, собранных из детских конструкторов.

Первый канал

*