В обзоре российских газет:

* Косово как прецедент для Абхазии и Южной Осетии

* Президент России определится в первом туре

* Готовится встреча президентов России и Грузии

* Реклама пива может вернуться большой спорт

«Ничего страшного»

«Провозглашение независимости Косово наверняка спровоцирует цепную реакцию среди непризнанных республик СНГ, — пишет в свежем номере газета «Известия». — Самый показательный пример — Абхазия. Между этой республикой и Косово так много параллелей, что разговоры о какой-то «уникальности» мятежного сербского края теряют всякий смысл».

Эта цитата из «Известий» наиболее характерна для общего тона публикаций российской прессы по поводу провозглашения независимости в Косово и признания этой независимости рядом стран Евросоюза, США и некоторых других. Косовская тема остается самой заметной в центральных печатных СМИ России.

Издания рассказывают о дискуссиях по проблеме признания независимости Косово в Совбезе ООН, на уровне глав МИД Евросоюза и о выводах, которые последовали из этих дискуссий. Они схожи: признание косовской независимости отдано на откуп каждой стране.

Как пишет «Коммерсант», «парад признаний» уже начался. Первым среди стран ЕС о признании Косово объявила Франция, спустя буквально пару минут аналогичные заявления сделали Великобритания и Италия. За ними свое «да» сказала Германия. Официальное признание независимости Косово от США озвучила госсекретарь Кондолиза Райс.

«Главная опасность того, что происходит в Косово, заключается в его прецедентном характере для всего мира», — отметил в интервью газете «Временя новостей» президент российского Института стратегических оценок Александр Коновалов.

«Косово — это первый случай, когда приехали извне на танках с автоматами и сказали: наведем порядок и уедем. А после того, как относительный порядок был наведен, последовало другое заявление: здесь будет новая страна, — цитирует «ВН» Коновалова. — Но если можно менять одни границы, можно менять и другие. Предсказать все последствия сложно, но уже очевидно, что Косово не станет тем единственным и уникальным случаем, о котором любят говорить на Западе».

Эти слова подтверждаются публикацией в газете «Новые Известия». «Абхазия и Южная Осетия также с нетерпением ждали этого момента, — пишет издание. — Лидеры двух непризнанных республик уже заявили о том, что в самое ближайшее время обратятся к России, другим странам СНГ и ООН с просьбой признать их независимость.

Впрочем то, что республики готовы влиться в состав России по косовскому сценарию не означает, что это произойдет автоматически. Эксперт Германского совета по внешней политике Александр Рар на страницах «Российской газеты» говорит, что в данном случае многое будет зависеть от того, признает ли независимость Косово Грузия.

«Если она этого не сделает или промолчит, то ситуацию можно будет держать под контролем, — считает эксперт. — Россия, по моему мнению, не будет первой признавать независимость Осетии или Абхазии. Она будет ждать, когда какое-то другое государство сделает этот шаг, а затем присоединится к этому решению».

В целом же Рар предлагает не драматизировать ситуацию. «В ближайшей перспективе из-за Косово ничего страшного происходить не будет, — считает он. — Россия не хочет ссориться с Западом из-за Сербии особенно в преддверии президентских выборов. США и ЕС также хотят укреплять стратегическое партнерство с Москвой».

Точно в цель?

Несколько российских газет поместили материалы, посвященные последним исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения на предмет итогов выборов президента России 2 марта.

«Социологический барометр за две недели до выборов не предвещает ни бурь, ни цунами, ни сколько-нибудь сильных потрясений, — констатирует «Российская газета». — По данным последних опросов ВЦИОМ, среди четырех кандидатов на пост номер один уверенно лидирует Дмитрий Медведев».

Об этом же пишет и «Коммерсант», который обращает внимание на интересный факт: прогнозы ведущих социологических служб стали практически полностью совпадать с официальными итогами выборов, которые объявляет Центризбирком.

Согласно свежим прогнозам, на выборы российского президента 2 марта придет 68,5% процента избирателей, а победитель определится в первом же туре и станет им первый вице-премьер Дмитрий Медведев.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов наберет 13,5% голосов и ему достанется второе место. Владимир Жириновский (ЛДПР) получит в президентской гонке «бронзу» с 11,6%-ми голосов, самовыдвиженец Андрей Богданов замкнет четверку, набрав 1,35%.

Ни тепло, ни холодно

«Независимая газета» прогнозирует, как повлияет встреча президентов России и Грузии, которая пройдет 21 февраля, на отношения между странами.

Как отмечает издание, в этих отношениях наметилось некоторое потепление, однако оно может оказаться лишь видимостью.

«С одной стороны, Тбилиси и Москва вроде бы действительно демонстрируют готовность помириться и оставить в прошлом ситуацию, которую аналитики двух стран не без основания назвали холодной войной, с другой ? подготовка встречи Путин-Саакашвили сопровождается крайне жестким выяснением отношений», — аргументирует «НГ» свое мнение.

Выяснение отношений связано с позицией Москвы по поводу возможности применения косовского сценария к Абхазии и Южно Осетии, который для Грузии неприемлем.

Тем не менее, издание оставляет шанс на благополучный исход переговоров между Владимиром Путиным и Михаилом Саакашвили.

«Ситуация ведь нестандартная. Для Путина это будут последние переговоры с грузинским лидером в ранге президента, и он может красиво завершить свое пребывание на этом посту, остаться в истории как человек, закрывший негативную страницу в российско-грузинских отношениях, — приводит «НГ» слова председателя комитета по внешним связям парламента Грузии Котэ Габашвили. — С нашей стороны такое желание есть».

С пивком к победам

«Российская газета» сообщает, что реклама пива может вернуться в большой спорт России.

В 2006 году в России был издан закон, который изгнал рекламу пива не только из дневных телетрансляций спортивных соревнований, но и вообще из спортивных сооружений.

Члены Совета Федерации Виталий Мутко и Виктор Озеров считают, что законодатели погорячились, пойдя на это. По их мнению, производители пива всегда были хорошими спонсорами спорта и остаются таковым во всем мире. Поэтому сенаторы и внесли в Госдуму поправки к закону «О рекламе», которые помогут вернуть спонсорские деньги пивоваров.

По данным Виталия Мутко, который является одновременно и президентом Российского футбольного союза, потери отечественного футбола после введения ограничений на рекламу пива составили порядка 20 миллионов долларов в год.

Главный козырь авторов нового законопроекта, по мнению издания ? это грядущие Олимпийские игры в Сочи, при подготовке которых деньги пивоваренных компаний очень бы пригодились. Мало того, сенаторы предлагают 15 процентов средств, полученных общероссийской спортивной федерацией от пивной рекламы направлять на развитие детско-юношеского спорта.

У «Российской газеты», правда, есть сомнения в целесообразности «пивных» поправок.

«Где гарантия, что подросток, посмотрев по телевизору, как дяди за очень большую зарплату гоняют по полю мяч или шайбу на фоне рекламы пива, захочет записаться в футбольную спортшколу, детский хоккейный клуб или, на худой конец, решит делать зарядку по утрам, а не побежит в магазин за пивом, чтобы приобщиться к спорту высоких достижений?», — задается вопросом издание.

Обзор подготовил Олег Савин,

Служба мониторинга Би-би-си

вторник, 19 февраля 2008 г., 06:08 GMT 09:08 MCK

Би-би-си

*