Умерла всемирно известная российская балерина, народная артистка СССР Наталья Бессмертнова, сообщил представитель пресс-службы Большого театра. «Она скончалась на 67-м году жизни в московской больнице после тяжелой продолжительной болезни», — передает его слова РИА «Новости».

Наталья Бессмертнова родилась в 1941 году. В 1961-1995 годах она была ведущей артисткой Большого театра. Одна из лучших ее партий — Жизель в одноименном балете. Бессмертнова много выступала также в балетах своего мужа Юрия Григоровича, создавшего для нее роли в балетах «Иван Грозный», «Ангара», «Ромео и Джульетта», «Золотой век».

Бессмертнова вошла в историю отечественного искусства как блестящая танцовщица. Ее творчество повлияло на исполнительское мастерство артистов всего мира. Бессмертнова — лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР, премии Анны Павловой Парижской академии танца, лауреат международных конкурсов.

В семье Бессмертновых не было деятелей искусства. Но Наталья с детства интересовалась балетом, поэтому в 1952 году ее отправили в Московское хореографическое училище, которое она блестяще окончила в 1961 году. Сразу после этого Бессмертнова была принята в труппу Большого театра, где проработала до 1995 года, сообщает сайт ЛЮДИ.

С первых шагов в Большом театре у Бессмертновой проявилось дарование лирического характера. Ее дебютом стал седьмой вальс и мазурка в «Шопениане» Фокина, она выступила также в главной роли современного балета Баланчивадзе «Страницы жизни», где ее партнером был начавший одновременно с ней сценическую карьеру Лавровский.

Бессмертнова обладала редкими данными танцовщицы романтического плана. Наряду с «Шопенианой» одной из ее коронных ролей стала Жизель в одноименном балете. На гастролях в Англии и в других странах ее исполнение имело необыкновенный успех. Балерина быстро получила мировую известность и признание критиков как в СССР, так и за рубежом.

В дальнейшем Бессмертнова исполняла ведущие партии во многих балетах репертуара Большого театра, в том числе во всех спектаклях, поставленных Григоровичем. Среди ее партий — Лейли в балете «Лейли и Меджнун» Баласаняна в постановке Голейзовского (1964), Мария в «Бахчисарайском фонтане» Асафьева в постановке Захарова (балерина была введена в этот спектакль в 1967 году), Девушка в «Видении розы» Фокина на музыку Вебера (1967) и другие.

Исключительная музыкальность балерины проявилась не в простом следовании за музыкой, а в ощущении музыки как внутреннего наполнения танца. Особенно все это проявилось в балетах, поставленных Григоровичем. Ее Маша в «Щелкунчике» (1968) — юная мечтательница. Хрупкая, но мужественная Фригия в «Спартаке» (1968) из страдающего существа превращается в носительницу Мировой скорби. Изящная и гибкая Ширин в «Легенде о любви» (1965) горюет и никнет к концу этого трагического произведения.

Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Раймонда в одноименном балете (1984), Анастасия в «Иване Грозном» (1975) восхищали публику по всему миру. Роли Валентины в «Ангаре» (1976) и Риты в «Золотом веке» (1982) позволили Бессмертновой создать образы современных девушек.

Столь же своеобразна Бессмертнова была и в партиях Джульетты в «Ромео и Джульетте» (она танцевала обе редакции — и Лавровского, и Григоровича), Китри в «Дон Кихоте», Авроры в «Спящей красавице». Следует отметить, что Бессмертнова была первой исполнительницей партий Джульетты в «Ромео и Джульетте» Прокофьева и Анастасии в Иване Грозном на музыку Прокофьева, поставленных Григоровичем в парижской Опере (1976 и 1978).

Уйдя в 1995 году из Большого театра, Бессмертнова начала работать в качестве балетмейстера-репетитора во всех спектаклях, которые Григорович ставил в разных городах России и в зарубежных странах. Бессмертнова снималась в телебалете «Ромео и Джульетта» (1968), участвовала в экранизации балетов «Жизель» (1975), «Шопениана» (1977), в кинофильмах-балетах «Спартак» (1976), «Грозный век» (по балету «Иван Грозный», 1977). Творчеству Бессмертновой посвящен телевизионный фильм «Жизнь в танце» (1978).

www.newsru.com

***