Согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления отделены от государственной власти. Политическая жизнь в регионе с неизбежностью будет сводиться к бесконечным дрязгам, прокурорским проверкам, арестам и размышлениям политологов о том, кто «заказал» ту или иную вип-персону. Именно так, к сожалению, пока развивается ситуация в Самарской области. Новый губернатор Владимир Артяков пока не смог стать общепризнанным лидером региона…

Согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления отделены от государственной власти. Таким образом, пресловутая вертикаль обрывается на уровне муниципалитета. Впрочем, нельзя сказать, чтобы губернатор совсем уж был лишен возможности влиять на глав местного самоуправления. В его руках финансовый рычаг, а в условиях, когда практически все муниципалитеты имеют дефицитные бюджеты, именно он оказывается определяющим. Но опасность лишиться финансовой помощи, как правило, пугает глав небольших городов и сельских районов. А вот руководитель областной столицы и нередко еще одного-двух крупных городов региона обычно практически независим в своих поступках – конечно, в том случае, если имеет поддержку крупного бизнеса. Результатом такой самостоятельности бывает либо слаженная совместная работа, либо жесткое противостояние – другой сценарий словно не предусмотрен. Развитие событий в немалой степени зависит от того, насколько высок авторитет главы региона, и в первую очередь – среди бизнес-элиты. Если этого авторитета пока нет, то конфликты со строптивым мэром неизбежны.

Четких правил игры, которые должны соблюдать все участники и которые гарантируют субъекту РФ стабильность и безопасность, в таких условиях быть не может. Политическая жизнь в регионе с неизбежностью будет сводиться к бесконечным дрязгам, прокурорским проверкам, арестам и размышлениям политологов о том, кто «заказал» ту или иную вип-персону. Именно так, к сожалению, пока развивается ситуация в Самарской области. Новый губернатор Владимир Артяков пока не смог стать общепризнанным лидером региона. Руководители самарских и тольяттинских бизнес-групп пока не намерены сдавать позиции и имеют возможность продвигать свои интересы как на выборах в Тольятти, так и через самарскую мэрию. Попытки Владимира Артякова создать новую региональную элиту в лице руководителей оборонных предприятий ничуть не способствовали снижению накала страстей, скорее, наоборот, подтолкнули местный бизнес к решительным действиям. И его можно понять, ведь в реалиях нынешней России бизнес, лишенный административной поддержки, одномоментно может стать, к примеру, объектом рейдерской атаки или вообще кануть в небытие. Это обстоятельство заставляет предпринимателей жестче давить на органы местного самоуправления, добиваясь новых прав и преференций.

Впрочем, и само чиновничество на уровне муниципалитетов совершенно не чувствует себя защищенным. В приватных разговорах редкий глава местного самоуправления не признается, что так или иначе допускал нарушения законодательства — оно зачастую противоречиво, а иногда и совсем невыполнимо. А стало быть, любого из них может ожидать печальная судьба экс-мэра Тольятти Николая Уткина. Этот страх вынуждает руководителей муниципалитетов либо вступать в жесткую конфронтацию с бизнесом, ориентируясь прежде всего на поддержание хороших отношений с региональными властями и правоохранительными органами, либо, наоборот, идти под опеку финансово-промышленных групп, конфликтуя с другими политическими силами.

Подобная «круговерть страха» вредит, в первую очередь, бизнесу, который вынужден вкладывать огромные силы и ресурсы в политическую жизнь муниципалитетов, не имея возможности сосредоточиться на собственных проблемах.

Подробнее: «Эксперт Волга» №7(95) / 18 февраля 2008

***