Сегодня в Правительстве Самарской области состоится первое организационное заседание Антинаркотической комиссии. Ее возглавил Губернатор Самарской области В.Артяков. Как отмечается специалистами: проблема наркомании для нашего региона — одна из актуальных. (подробнее…)

Антинаркотические комиссии создаются в регионах в соответствии с Указом Президента России «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», подписанном в октябре 2007 года. В работе первого заседания Антинаркотической комиссии примет участие заместитель председателя комиссии — начальник Управления Федеральной службы наркоконтроля по Самарской области М.Нарушев.

С докладом «О наркоситуации в Самарской области и мерах направленных на противодействие наркопреступности» выступил заместитель начальника УФСКН РФ по Самарской области полковник полиции В.В. Колычев. Оценивая заболеваемость наркоманией, он отметил, что на наркоучете в Самарской области на 01.01.2008г. состоит 33472 человек, из них с диагнозом «наркомания» – 21101 человека. В сравнении с 2000 годом число зарегистрированных потребителей наркотиков увеличилось на 20,7%. Среди лиц, употребляющих наркотики и зарегистрированных в наркологических диспансерах, около 90% составляют городские жители, 18% — женщины, 0,4% — дети и подростки. Наиболее высокий уровень наркотизации1 наблюдается в городах области: Чапаевск (2757,4 на 100 тыс. населения), Сызрань (1500,0), Самара (1413,6), Октябрьск (1339,5), Новокуйбышевск (1335,9).

В общей массе стоящей на наркоучете учащейся молодежи доля школьников составляет 3,8%, учащихся колледжей, лицеев и училищ – 62,6%, студентов – 33,6%. Основной приток в данную категорию приходится на учащихся колледжей, лицеев и училищ (в 2007г. — 84,9% от общего числа). По данным социологического исследования из общего числа опрошенных, которым приходилось употреблять наркотики, 28,8% впервые попробовали наркотики в возрасте 14-16 лет, 31,5% — в возрасте 17-19 лет.

В то же время, основной массив официально учтенных лиц с диагнозом «наркомания» формируется за счет больных, обратившихся в органы здравоохранения по собственной инициативе. При этом официальному учету не подлежат лица, пожелавшие пройти курс лечения анонимно на платной основе.

Что касается противодействия незаконному обороту наркотических средств и результатам правоохранительной деятельности, по своему расположению Самарская область находится на пути так называемого «северного маршрута» переброски наркотиков из Центрально-азиатского региона в Россию.

Высокий уровень социально-экономического развития региона делает область все более привлекательной для расширения рынка сбыта наркотиков. Существующая степень наркотизации населения создала предпосылки для привлечения в преступный наркобизнес значительных финансовых ресурсов. Денежные средства, полученные от продажи наркотиков, легализуются путем приобретения движимого и недвижимого имущества, вложений в легальный бизнес, в котором осуществляется оборот наличных денежных средств, становятся основой финансирования организованной преступности.

Употребление наркотических средств напрямую влияет на состояние преступности в целом. С целью получения средств для приобретения наркотиков, лица, их употребляющие, совершают противоправные поступки по завладению чужим имуществом.

Существенное влияние на состояние оперативной обстановки на каналах поставки и транзита наркотиков оказывает миграционный приток в Самарскую область граждан из Средней Азии и Кавказа, значительная часть которых оседает нелегально или с нарушениями установленного порядка и активно используется организованной преступностью в организации наркотрафика. По оценкам Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Самарской области, постоянно на территории области проживает около 40 тысяч нелегальных мигрантов. Ежегодно подразделениями ФМС РФ по Самарской области регистрируется свыше 90 тысяч иностранных граждан, прибывающих на территорию области, значительную часть из которых составляют жители таких наркоопасных регионов как Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан.

В 8 раз выросло количество выявленных преступлений, связанных с контрабандой наркотиков по сравнению с 2003 годом. (2003г. – 2, 2007г. – 16), с притоносодержанием – в 5,6 раза (2003г. – 24, 2007г. – 135), с культивированием наркотикосодержащих растений – в 1,7 раза (2003г. – 22, 2007г. – 37), незаконным оборотом сильнодействующих веществ – в 2,7 раза (2003г. – 25, 2007г. – 67), нарушением правил оборота наркотических средств и психотропных веществ – в 25 раз (2003г. – 5, 2007г. – 125). Доля преступлений, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной преступной группой, преступным сообществом, выросла с 6,6 в 2003 году до 8,9 процентов в 2007 году.

Кроме того, в результате принимаемых правоохранительными органами мер достигнуто оздоровление наркоситуации в регионе. Так, доля несовершеннолетних, совершивших наркопреступления, за последние 5 лет уменьшилась с 2,2 до 1 процента. Среди общего числа лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, с 71,6 до 58 процентов уменьшилась доля лиц, впервые совершивших наркопреступления.

Вместе с тем, наблюдается тенденция роста числа лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения (с 2,2% от общего числа лиц, совершивших наркопреступления в 2003 году, до 5,6% в 2007 году).

Анализ данных Управления судебного департамента в Самарской области свидетельствует об осознании обществом социальной опасности и тяжести преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Так, несмотря на имеющее место тенденцию назначения наказаний в виде лишения свободы ниже низшего предела, предусмотренного Уголовным Кодексом Российской Федерации за совершение наркопреступлений (с 4,9% от общего числа осужденных в 2003г. до 11,6% в 1 полугодии 2007г.), доля условных наказаний снизилась с 60,7% в 2003 году до 39,8% в 2007 году, соответственно, при этом пропорционально выросла доля реальных наказаний.

В структуре уголовных наказаний основной массе лиц выносится наказание в виде лишения свободы на срок свыше 3-х лет (60 процентов от общего числа.

Об остроте и напряженности борьбы с наркоугрозой свидетельствует увеличение доли лиц, осужденных за период с 2003 по 2007 годы к лишению свободы на срок от 8 до 10 лет — с 7,9% до 14%, от 10 до 15 лет – с 0,3 до 2,5% от общего числа осужденных.

По данным Главного Управления Федеральной службы исполнения наказания РФ по Самарской области по состоянию на 1 июля 2007 года в исправительных учреждениях области отбывает наказание 2905 лиц, осужденных за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (17,5 % от общего числа отбывающих наказание). Из числа лиц, отбывающих наказание за совершение наркопреступлений, 64 процента осуждены за сбыт наркотических средств, 24 процента являются больными наркоманией.

Говоря о профилактике наркотизации населения, необходимо ответить, что в тесном взаимодействии Правительства Самарской области, органов власти и местного самоуправления, правоохранительных органов, начиная с 1999 года, осуществляется разработка и реализация областных целевых программ «Мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области». С 2004 года основным их разработчиком является Управление ФСКН РФ по Самарской области.

Как показывает практика, одной из эффективных форм профилактики употребления психоактивных веществ в молодежной среде являются детские и молодежные общественные объединения. При поддержке Правительства области достигнут стабильный рост (около 20% ежегодно) общественных детских и молодежных объединений, сейчас их более 40. Только за первое полугодие 2007 года ими было проведено 1175 мероприятий по профилактике наркомании среди детей и молодежи, в 2006 – 2130.

В целях оказания помощи в преодолении зависимости лицам, употребляющих психоактивные вещества, предупреждения рецидива наркомании (третичная профилактика), в регионе организовано лечение лиц, страдающих наркоманией. Стационарное и амбулаторное лечение в Самарской области осуществляется в 5 наркологических диспансерах и 30 амбулаторных кабинетах городов и районов.

В целях закрепления терапевтического эффекта лечения наркозависимости, реинтеграции бывших наркоманов в общество, ведется работа по созданию на территории области сети реабилитационных центров. В настоящее время в Самарской области действует 19 стационарных и амбулаторных реабилитационных центров различных форм собственности, в т.ч. 4 реабилитационных отделения, входящих в структуру наркологических диспансеров.

В результате принятых мер достигнуто оздоровление наркоситуации в городах области с наиболее сложной криминогенной обстановкой по линии незаконного оборота наркотиков — г.г.Тольятти, Новокуйбышевске, Чапаевске. Количество лиц, поставленных на наркоучет в этих городах, по сравнению с 2001 годом сократилось в 2,5 — 4 раза.

С 1,5% в 2003 году до 0,3% в 2007 году, снизились темпы роста лиц, состоящих на учете в наркодиспансерах области с диагнозом наркомания. В стадии ремиссии более 2-х лет находится 1674 человека, что на 57% больше показателей 2003 года. На 11,6% снизилась доля лиц, впервые совершивших наркопреступления (2003г. – 71,6% от общего количества; 2007г. – 57,5%). Доля несовершеннолетних, совершивших наркопреступления, уменьшилась с 2,2 до 1 процента (2003г. – 81, 2007г. – 41). В структуре лиц, стоящих на учете в наркологических диспансерах области, отмечается уменьшение доли женщин, детей и подростков в возрасте до 17 лет, наблюдается рост числа лиц, снятых с учета по причине стойкой ремиссии (2003г. – 85, 9 месяцев 2007г. – 250). Также, на 20% по отношению к 2004 году уменьшилось количество вызовов скорой помощи к лицам с диагнозом «передозировка психоактивными веществами» (2004г. – 1506, 2007г. – 1207).

По данным военного комиссариата Самарской области, отмечается устойчивая тенденция к снижению количества лиц, освобожденных от призыва на военную службу по причине употребления психоактивных веществ (с 394 человек от общего числа обследованных в 2003г., до 126 человек в 2007г.).

Во многом, положительным тенденциям в наркоситуации способствует Областная целевая программа мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2007-2009 годы с объемом финансирования более 202 млн. рублей.

Кроме этого, комплексный анализ полученных данных позволяет выделить в качестве группы риска, активно приобщающейся к употреблению наркотических и токсических средств, молодежь в возрасте 16-24 лет, в основном, учащихся средних профессиональных образовательных учреждений. В целях обеспечения дальнейшей нормализации наркоситуации именно в отношении этой социально-возрастной группы будут активизированы профилактические мероприятия.

В целом же, благодаря совместным усилиям, удалось обозначить для жителей области проблему наркомании одну из актуальных.

Напомним, что в соответствии с президентским указом, основными задачами комиссии, в частности, являются: участие в формировании и реализации в регионе государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков, подготовка предложений главе Государственного антинаркотического комитета по совершенствованию законодательства в этой области; разработка мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, а также по повышению эффективности реализации региональных целевых программ в этой области; анализ эффективности работы госорганов в этой сфере; сотрудничество с органами госвласти других субъектов РФ в области противодействия незаконному обороту наркотиков, в том числе подготовка проектов совместных решений; рассмотрение предложений о дополнительных мерах соцзащиты лиц, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, а также по социальной реабилитации наркоманов.

Согласно указу, комиссия имеет право: принимать в пределах своей компетенции решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности работы органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления по противодействию незаконному обороту наркотических средств, а также осуществлять контроль за исполнением этих решений; вносить председателю Государственного антинаркотического комитета предложения по вопросам, требующим решения президента или правительства РФ; рекомендовать руководителям органов местного самоуправления создавать антинаркотические комиссии в муниципальных образованиях.

На заседании планируется утверждение план работы антинаркотической комиссии на 2008 год.

Указ предусматривает, что заседания комиссии будут проводиться не реже одного раза в квартал, а в случае необходимости по решению председателя комиссии могут проводиться внеочередные заседания.

В состав антинаркотической комиссии в субъекте РФ по должностям входят: высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ (председатель комиссии); Начальник территориального органа ФСКН России (зампред комиссии); Главный федеральный инспектор по субъекту; Представитель законодательного органа госвласти субъекта (по согласованию); Начальник территориального органа МВД России; Начальник территориального органа ФСБ России; Начальники таможенных органов, регионом деятельности которых определена территория субъекта; Руководитель органа здравоохранения в субъекте; Руководитель органа образования в субъекте.

По информации Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Самарской области

*