Результаты 58-го Берлинского международного кинофестиваля оказались неожиданными. Гран-при отдали фильму «Элитный взвод» бразильского режиссера Жозе Падилья. Впрочем, если до начала Берлинале такой итог мог показаться сенсацией, то к концу смотра, когда стало ясно, что ни на шедевры, ни на открытия рассчитывать не приходится, удивления уже не было.

Звезды Голливуда Скарлетт Йоханссон и Натали Портман в этом году остались в тени малоизвестного бразильца Жозе Падильи.

Фото: AP. HARMANN J.KNIPPERTZ

Некоторое количество неплохих впечатлений все-таки накопилось за время фестиваля. Например, запомнилось сильное исполнение английской актрисой Кристин Скотт-Томас роли замкнутой, угрюмой женщины, которая провела 15 лет в тюрьме за убийство шестилетнего сына, в режиссерском дебюте француза Филиппа Клоделя с пафосным названием «Я так его любила». Еще одна интересная актерская работа – в израильской картине Амоса Коллека «Без устали». Моше Ивги играет пожилого писателя-эмигранта, который когда-то сжег все мосты на родине и уехал в «страну больших возможностей». Годы в эмиграции прошли впустую, и только сейчас, когда его в Нью-Йорке находит сын, которого он бросил двадцать лет назад, жизнь дает ему еще один шанс.

Фильм Анджея Вайды «Катынь» – кино большого мастера и «большого стиля» – требует, конечно же, отдельного рассмотрения. Если же взглянуть на него как на элемент фестивальной мозаики, очевидно, что перед нами плоды «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», картина, разворошившая больное и для поляков, и для русских недавнее историческое прошлое. Эта работа – произведение для художника принципиальное, подводящее итоги его многолетней деятельности в искусстве.

Что касается призов, перед любым жюри стоит вполне определенная задача – выбрать лучшее из того, что предложено. Как правило, решение оказывается взвешенным и достаточно приемлемым для большинства публики и критики. Ну, а поскольку жюри возглавлял французский режиссер Коста Гаврас с его пристрастиями к политическому кино, можно было предположить, что фильмы острого политического направления не останутся без его внимания.

В самом деле, почему не вручить главный приз бразильскому «Элитному взводу», почти единственному фильму в конкурсе, где есть режиссерский напор, яростная энергетика? Он явно выделялся на фоне усредненного, усталого европейского кино, где все так политкорректно и так гладко? Конечно, если вспоминать вершины трех главных фестивалей мира – Каннского, Венецианского и Берлинского, – то на этом фоне картина о битве группы полицейских с наркомафией в Рио-де-Жанейро покажется более чем скромной. Но опять же выбирается из предложенного. К тому же это дебют, к тому же экзотическая Бразилия. Вроде как фестивальное открытие.

Этот выбор был, пожалуй, поинтереснее предполагаемого всеми выбора в пользу американской «Нефти» Пола Томаса Андерсона (которая шла в критическом рейтинге фестивального издания с очень большим отрывом от остальных фильмов). Во-первых, Пол Томас Андерсон уже давно открыт (начиная с фильма «Ночи с буги» и «Магнолии», которая получила берлинского «Золотого медведя» в 2000 году). Во-вторых, какой смысл европейскому фестивалю поддерживать американское кино, не очень-то и независимое – оно само себя поддержит. А поскольку не заметить качества фильма на общем фоне было просто невозможно, Андерсон получил «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру. Приз «за выдающийся художественный вклад» был вручен композитору «Нефти» Джонни Гринвуду, хотя, на наш взгляд, его гораздо больше заслуживает исполнитель роли нефтедобытчика-пионера Дальнего Запада Дэнни Дэй-Льюис.

Гран-при был вручен американской документальной картине Эррола Морриса «Стандартная оперативная процедура» – по соображениям и политическим, и художественным. Картина о зверствах американских солдат по отношению к иракским пленным сделана действительно сильно.

Претенденток на приз за лучшую женскую роль, в общем-то, хватало. Из предполагаемого списка (в нем были и Кристин Скотт-Томас, и великолепная Тилда Суинтон из фильма «Джулия») была выбрана англичанка Салли Хокинс, сыгравшая неунывающую большеротую училку Поппи в фильме Майка Ли «Беззаботная». Приятно видеть на экране не депрессивных психов, алкоголиков, наркоманов или унылых жен, а вполне позитивную, здоровую молодую особу, наделенную добрым сердцем и здравым смыслом, которая никого, в том числе и зрителей, не грузит собой, а живет, радуясь жизни, и других заражает своим оптимизмом. Не менее интересно было смотреть на лицо иранского актера Резы Наджи («Песня воробьев»), получившего «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль.

Единственный приз жюри, который у автора этих строк вызывает возмущенный протест, был отдан никуда не годному сценарию китайского фильма «Любовь, вот во что мы верим» (сценарист, он же режиссер – Вань Сяошуай). Трагедия матери, у которой умирает от рака маленькая дочь, превращается почти в фарс, когда драматург забывает о несчастном ребенке и думает только о том, как бы устроить так, чтобы разведенные родители зачали ребенка-донора для сестры без секса.

Российские фильмы в основном конкурсе не участвовали, но, тем не менее, незамеченными не остались. Специальный приз короткометражного конкурса получила картина 19-летней Ольги Поповой «В теме» – 14-минутный экзерсис на семейную тему. А «Русалка» Анны Меликян, уже отмеченная режиссерским призом в Сандэнсе и показанная в Берлине в программе «Панорама», получила престижный приз международной критики ФИПРЕССИ.

"Новые Известия"

***