Переход женщин от домашнего хозяйства к работе наравне с мужчинами произошел в России после революции, а в Европе и США – во время Второй мировой войны. Это был скорее вынужденный шаг, но возвращаться к плите женщины не захотели. В каждой стране у эмансипации свой путь. Американские феминистки агрессивно борются за свои права, наводя страх на мужчин, европейские женщины синтезируют прогресс с традициями. А каков же русский путь эмансипированной женщины?

Снисходительное уважение

Специалисты считают, что путь гипертрофированного феминизма по примеру США Россию не ждет. “Русская женщина не эмансипирована, – утверждает Ольга Воронина, директор Московского центра гендерных исследований. – При всех достижениях она внутренне признает свою вторичность, жертвует своими интересами ради мужа, семьи, детей, даже если в этом нет необходимости”. По словам Ольги, большинство членов правительства у нас – мужчины, среди собственников женщин тоже немного. Однако не стоит забывать, что почти у каждого высокопоставленного чиновника есть женщина-заместитель. Ее ценность как работника мужчина признает безоговорочно, но не афиширует это. Хотя в большинстве случаев общение с женщиной-специалистом в России до сих пор ведется на снисходительном уровне. Елена Баллаева, эксперт центра, вспомнила случай с Татьяной Парамоновой, когда та была председателем Центробанка. Молодой мужчина, корреспондент, почему-то позволил себе начать интервью с ней со слов “какая у вас отличная прическа, как вы сегодня хорошо выглядите”. “Если бы вы начали интервью с Виктором Геращенко с похвалы его галстуку или маникюру, то вам бы просто указали на дверь”, – возмутилась эксперт Баллаева.

В России любят смеяться над болезненной самостоятельностью американок. Но, может, не просто так они стали загораживаться от мужской галантности? Западные женщины на несколько десятков лет позже русских пришли на рынок труда. Так что проблема домогательств на работе, которая замалчивается в России, для них еще недавняя история. “У американской системы судопроизводства есть способы защитить женщин на работе, поэтому они этой системой активно пользуются”, – уверены эксперты. А вот у наших женщин такой возможности нет. Поэтому русские мужчины позволяют себе предметное общение с женщиной – экспертом или коллегой – заменить нарочито бросающимися в глаза знаками внимания. И тем самым избежать обсуждения проблемы. В России не редкость, когда за одну и ту же работу женщина получает меньше, чем мужчина.

В свою очередь, сильная половина человечества убеждена, что в бизнесе женщине легче решать проблемы с чиновниками, потому что там, где мужчину даже слушать не будут, женщине обязательно уделят несколько минут. Специалисты Московского центра гендерных исследований утверждают, что, соглашаясь на деловую беседу с женщиной, мужчина не всегда прислушивается к тому, что она говорит, получая чисто эстетическое удовольствие.

Тоска по галантности

Несмотря на 70 лет бесполой жизни в СССР и последующую информационную атаку российского пространства западными феминистками, россиянки сохранили уважение к галантному мужчине с купеческими замашками. Какая женщина устоит перед кавалером, который автоматически, не акцентируя внимания, подаст руку, пропустит вперед, откроет дверь? Но сегодня, по словам Ольги Ворониной, русский мужчина – жертва общего падения бытовой культуры. Элементарная вежливость и этикет, которые должны воспитываться в семье, исчезли. Специалисты центра утверждают, что мы живем в обществе дикарей, где границ приличий не существует: мужчины позволяют себе громко ругаться матом на улице, оправляться в общественных местах, плеваться и выбрасывать мусор из машин. Еще в недавнем прошлом материться на улице было не принято. Крепкое словцо можно было услышать в мужских местах, таких, как пивные или стадионы. Но на улице матерщинника мог одернуть любой мужчина; теперь же все боятся делать замечания хаму. И общий уровень этого бескультурья, конечно, отражается на отношении полов. Современные мужчины жалуются на женскую грубость, а женщины – на отсутствие галантных мужчин.

При отсутствии этики общения мужчина воспринимает вежливость женщины как сигнал к завоеванию. Сейчас подарки и знаки внимания “просто потому, что она женщина” (как это было принято в дореволюционной России), лучше не принимать. Мужчина не умеет на это реагировать. Он считает, что за его потраченные время и деньги женщина обязана рассчитаться, иначе зачем она давала ему повод тратиться. Поэтому, чтобы исключить любые возможности недопонимания, женщины предпочитают не позволять мужчине проявлять себя кавалером.

Нависающий материнский глаз

Другая сторона русской эмансипации – сильный стереотип женщины-матери. В России, если у женщины нет ребенка, то она в собственных глазах и в глазах окружающих воспринимается как недочеловек. Любая успешная российская женщина считает ребенка смыслом жизни. И очень часто слепая материнская любовь душит в сыне мужчину. Самозабвение, с которым русские женщины опекают сыновей, мужей и внуков, вызывает удивление. Нередко в транспорте можно наблюдать, как женщина сажает на свободное место здорового 7-летнего мальчика или просит уступить ему место. “Вы можете себе представить, чтобы мужчина звонил жене и спрашивал, не забыла ли он выпить таблетки?” – говорит эксперт центра Елена Баллаева. Женская опека мальчиков продолжается в школах и вузах. И на этот нависающий материнский глаз мужчины начинают реагировать по-разному. Большинство из них оказываются неприспособленными к жизни, а иные становятся агрессивными женоненавистниками. Таким образом, женщины сами выращивают слабых мужчин.

Русская эмансипация привела к тому, что женщина не обрела равные с мужчиной права, а взвалила на себя, кроме собственных, еще и мужские обязанности. Если традиционная русская мать следила за детьми и домом, то теперь она зарабатывает деньги, воспитывает детей и ведет хозяйство. При этом встречной тенденции со стороны мужчин не наблюдается. Однако нельзя сбрасывать со счетов, что после советской уравниловки, где за граждан все решало государство, мужчинам нужна реабилитация. И она займет не одно десятилетие. А этого времени как раз хватит на то, чтобы вернуться к первоначальной форме общественного устройства – матриархату.

Мария Дмитриева

РОССIЯ

*