Почти всю прошлую неделю в Тольятти находилась группа московских врачей из Научно-клинического центра оториноларингологии. За пять дней они прооперировали 20 глухих детей, вживив им импланты, которые позволят детям слышать. Многим — впервые в жизни.

Половина прооперированных ребят — тольяттинцы. Остальных родители привезли из разных уголков Приволжского федерального округа: Ульяновской, Пензенской, Новгородской областей, Татарстана, Барнаула, Чувашии.

Многие из них еще совсем малыши, им нет и двух лет. Эти дети от рождения глухие, и поэтому чем раньше им сделать операцию, тем лучше. 5-летнему ребенку, ни разу в жизни не слышавшему звуков и не имеющему никаких речевых навыков, вживлять имплант уже практически бессмысленно, говорят врачи. Дети же постарше из числа прооперированных — те, кто, будучи тугоухими от рождения, со временем окончательно потеряли слух или же это произошло вследствие болезни.

Эти операции — государственный проект. Научно-клинический центр оториноларингологии делает их по всей стране по заданию Федерального агентства по здравоохранению и соцразвитию. Начало этой работе было положено в 2005 году. Тогда было сделано 20 операций — совсем не много, но это были первые шаги. С запуском нацпроекта «Здоровье» выросло финансирование и, соответственно, объемы проводимых операций. Так, в 2008 году планируется вернуть слух уже более чем 200 детям. Хотя, конечно, и этого недостаточно. По приблизительным подсчетам, в России нужно проводить до тысячи операций кохлеарной имплантации в год. Только в Тольятти в очереди за ними стоят более 30 человек.

— Кохлеарная имплантация — одна из самых высокотехнологичных и самых сложных операций в современной медицине, — рассказывает Юрий Русецкий, заведующий отделением оториноларингологии пятой горбольницы, на базе которого проводились операции. — И еще 10-15 лет назад кохлеарная имплантация считалась чем-то из области фантастики. Прочитать о ней можно было разве что в фантастическом романе. Судите сами: ребенку вживляются во внутреннее ухо специальные электроды, позволяющие электрическим импульсам через слуховой нерв попадать в головной мозг. А сегодня это реальность.

Имплантат состоит из двух частей: наружной и внутренней. Внутреннюю вживляют в толщу височной кости, чем, собственно, и занимались на прошлой недели врачи. Наружная часть устанавливается спустя 4-6 недель после операции. Она похожа на слуховой аппарат и состоит из речевого процессора и микрофона. А работает все это так: микрофон улавливает звуки, передает их на процессор, где эти звуки кодируются и в виде сигналов передаются на имплант. А затем еще дальше — на электронную решетку (часть импланта, непосредственно прилежащего к слуховому нерву), где они стимулируют слуховой нерв. И, наконец, эти сигналы воспринимает мозг.

«Операции по вживлению имплантов прошли успешно», — сказала Валентина Шишина, заместитель главного врача по детству пятой горбольницы. Московские врачи уже покинули Тольятти, но приедут сюда вновь через пару месяцев — чтобы подключить речевые процессоры. И тогда многие дети впервые в жизни услышат звуки. Однако на этом для них ничего не закончится. Как раз наоборот. Пройдет время, прежде чем они научатся для начала адекватно воспринимать эти звуки. Тем более — говорить. На это и вовсе уходят годы занятий с сурдопедагогами и аудиологами. В прошлом году этот непростой путь вместе со своими родителями начали десять ребят, прооперированных по этой же госпрограмме врачами из Научно-клинического центра оториноларингологии. «Сейчас многие из них показывают достаточно хорошие результаты, — говорит Екатерина Плегина, отоларинголог, сурдолог ЛОР-отделения пятой больницы. — Их речь развивается, у них появляются все новые звуки и слова».

Подробнее об этом читайте на сайте РИА «Самара»

*