В январе 2008 года доля бесполезных писем в российском почтовом трафике достигла 86,4%. Об этом говорят данные аналитического исследования, проведенного «Лабораторией Касперского». Рост доли спама в электронных почтовых ящиках, похоже, не остановить. Спамеры постоянно изобретают новые способы, с помощью которых они легко обходят системы защиты e-mail серверов. Плюс ко всему, как утверждают эксперты, по-настоящему со спамом никто не борется.

Еще прошлым летом доля спама в российском почтовом трафике колебалась в пределах 70–80%. Но в минувшем месяце, по данным «Лаборатории Касперского», доля почтового мусора выросла до совсем неприличной цифры – 84,6% от общего количества отправленных писем. Причем 1 января наблюдался настоящий бум спама: почтовые ящики были заполнены им на 97,3%.

Чаще всего январский спам рекламировал лекарства и прочие товары и услуги для здоровья: их доля в общем объеме составила 48,1%. Следом в списке популярности спамеров стоит продвижение образовательных услуг (9,3%). На третьей ступеньке мусорного пьедестала письма с рекламой товаров и услуг «для взрослых», их в январе насчитывалось 5,2%. Также пользователи почтовых серверов теряли время на удаление рекламы туристических предложений (4,7%) и услуг по электронной рекламе (4,2%). То есть людям присылают на почту спам, предлагающий услуги по рассылке спама, что давно стало поводом для шуток «юзеров».

Аналитики отмечают: трата времени на прочтение ненужных писем – отнюдь не главная проблема спама. Так, в январе в 1,13% всех электронных писем содержались вредоносные программы. Вирусы, трояны и ссылки на вирусы, которые могли нанести материальный ущерб пользователям ПК, связанный с затратами на починку компьютера. Кроме того, «новинкой» стали фишинговые послания, доля которых в почтовом потоке составила 0,98%.

Поясним, фишинг – это опасный вид интернет-мошенничества, цель которого «выудить» секретные данные пользователей. Например, преступники отсылают спам от имени известных компаний, банков со ссылкой на фальшивый сайт, который является почти точной копией настоящего. Ничего не подозревающий пользователь может оставить там по псевдоофициальному запросу секретную информацию: пароль доступа в Интернет, пароль электронного кошелька, номер кредитной карты. «Последние полгода наблюдается резкое увеличение количества фишинговых сообщений, – рассказал «НИ» специалист «Лаборатории Касперского» Андрей Никишин. – В конце 2007 года огромное число пользователей получили письма со ссылкой на поддельные сайты «Яндекс-деньги» и «одноклассники». А совсем недавно подобная афера осуществлялась с использованием бренда крупного российского банка».

Эксперт сообщил, что современные антиспам-программы защищают от 95% электронного мусора. Однако злоумышленники постоянно придумывают способы обхода фильтров. Раньше для преодоления защиты они захламляли текст письма случайными буквами и символами, что не позволяло распознавать спам по шаблонным фразам. Теперь же появился новый прием: текст разбавляют html-тегами, которые знает любой начинающий веб-программист. Эти вставки также не позволяют почтовому серверу распознавать спам.

Очевидно, что, как бы ни была велика ненависть пользователей к спаму, он надолго стал привычным атрибутом общения в Сети. Все попытки борьбы с ним пока остаются безуспешными. Этот факт подтвердил «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин, который в прошлом году предлагал ударить по спаму рублем. А именно: ввести плату за отправляемые письма, что сделало бы спамерство убыточным. Логика была в том, что обычный пользователь при отправке десятка сообщений в день по крайне низким расценкам не пострадает, но тот, кто рассылает миллионы мусорных писем, почувствует это на своем бюджете.

"Новые Известия"

*