Печаль — двигатель торговли
Покупатели, находящиеся в плохом расположении духа, тратят намного больше денег, чем их более уравновешенные или счастливые собратья.
Опыт был достаточно простым: участникам эксперимента показывали видеоклипы. Треть подопытных видела ролики, наполненные печальными и жестокими событиями; треть — наблюдала «нейтральные» сюжеты; остальные — веселые и оптимистичные постановки. После этого им предлагалось купить какой-то ординарный бытовой предмет — например, бутылку питьевой воды.
Здесь исследователей ожидало открытие: люди, из первой группы (то есть, находившиеся в дурном настроении) были готовы заплатить за бутылку воды на 300% больше, чем люди из второй («нейтральной») и третьей («оптимистичной») групп.
Таким образом, был сделан вывод, что негативный настрой каким-то образом изменяет восприятие человека: он перестает адекватно оценивать собственные потребности и возможности. Авторы исследования подчеркивают, что этот эффект был краткосрочным и был вызван искусственно. Следовательно, если депрессия вызвана объективными причинами и продолжается длительное время, то морально страдающий человек способен совершить множество серьезнейших ошибок.
Авторы исследования считают, что готовность платить за товары несоразмерную цену, вероятно, имеет два объяснения: либо горе подавляет разум человека; либо он готов идти на любые траты, чтобы «подсластить себе пилюлю» — облегчить несчастье, приобретая какие-либо материальные блага.
Исследование было проведено психологами из четырех университетов США — Карнегии МеллонCarnegie Mellon University, СтэнфордскогоStanford University, ГарвардскогоHarvard University и ПиттсбургскогоUniversity of Pittsburgh.
*