Плюнь через плечо. Россияне опять стали увлекаться всевозможными приметами и суевериями
За последние два года в нашей стране значительно выросло число тех, кто склонен верить в приметы, вещие сны, гороскопы и инопланетян. К такому выводу пришли эксперты «Левада-Центра», опросив в конце января 1600 человек. Если в 2006 году на одного легковерного россиянина приходилось три скептика, то сегодня это соотношение стало один к одному.
Трудно найти человека, который не боится черной кошки. |
Хотя подавляющее большинство наших сограждан считают себя верующими, на вопрос: «А во что вы верите?» они дают весьма неожиданные ответы. Церковь не на шутку обеспокоена тем, что, по данным социологов, 80% от общего количества православных верят в приметы, 63% – в судьбу, 45% – в существование НЛО. Все это, по мнению священников, свидетельство невысокого уровня нашей духовной культуры.
В этой связи любопытны результаты исследования, проведенного сотрудниками Аналитического центра Юрия Левады. Оказывается, склонность верить во что бы то ни было непостоянна. Так, в январе 2000 года 57% взрослого населения страны верили в приметы, в феврале 2006-го – 54%, а сегодня – 63%. Верили в вещие сны соответственно 51% – 42% – 59%. Гороскопам верили 33% – 29% – 33%. В то, что на земле появляются инопланетяне – 31% – 22% –33%. Всего за два года уровень легковерия и суеверия россиян повысился, вернувшись к показателям восьмилетней давности, а отчасти превзойдя их. Вместе с тем сократилось число скептиков: если в 2000 году их было 25%, в 2006 – 31%, а теперь – 21%.
По словам эксперта «Левада-Центра» Александра Голова, резкий всплеск легковерия, возврат его к показателям начала 2000 года объясним. Как и тогда, в стране происходит смена власти. Отсюда возросшая неопределенность даже ближайшего будущего. Вот людям и остается гадать, основываясь на приметах и вещих снах. Особенно велика доля суеверных среди женщин, лиц с высоким социальным статусом и молодежи.
Впрочем, все эти цифры – еще не основание паниковать. Как показали результаты аналогичного опроса, проведенного в США сотрудниками института Гэллапа, американцы гораздо легковернее россиян. За океаном в три раза больше людей, убежденных в существовании привидений, и в пять раз больше тех, кто верит в возможность общения с душами умерших. При этом американская молодежь охотнее верит в призраков, а старшее поколение – в одержимость дьяволом.
Единственное, в чем россияне опережают американцев, – это массовой верой во всевозможные парапсихологические феномены. Эту особенность нашего национального легковерия можно объяснить тем, что телекинез и прочие чудеса – классический пример научных мифов. Если в начале XX века наблюдалось повальное увлечение спиритизмом, то сегодня нашу потребность в таинственном и загадочном удовлетворяет телекинез, позволяя при этом сохранять иллюзию собственной рациональности. Однако природа такого явления та же, что и при гадании на кофейной гуще или шарахании от черных кошек.
***