Снежную «чрезвычайку» отменили, а положение осталось незавидное ни для тех, кто передвигается по Самаре за рулем, ни для тех, кто пытается пробраться по ней пешим ходом… Снег сваливают на газоны. По весне вся эта грязь уйдет в почву, где и так не слишком вольготно чувствуют себя деревья и кустарники. Плюс огромное количество соли, которой обильно посыпают дороги в гололедицу, — все это превратит городские газоны в солончаки…

Минувший снегопад поставил перед муниципальными властями множество вопросов, но самым острым вновь оказался вопрос «о земле»…

Казалось бы, почва под ногами в областном центре и других крупных городах губернии дорогая, каждый квадратный метр тянет на десятки тысяч долларов. А вот поди ты, отыщи под снежными сугробами и ледяными тропинками хозяев неубранных гектаров. «Ау! Отзовитесь!» Да только ветер безнадежно завывает в ответ. «Ничего подобного, — авторитетно заверяют чиновники, -в се у нас поделено и закреплено, вот только освободим руки от совковых лопат, с которыми сами стоим на борьбе со стихией, и всех нерадивых хозяев найдем и накажем».

На бумаге все выглядит понятно и чисто. А в городе? Пытаюсь, к примеру, переложить чиновничью кальку на свой микрорайон в границах Московского шоссе, улиц Ново-Садовой, Революционной и проезда Масленникова, но то и дело мысль вместе с ногами соскальзывает с очередного рукотворного Эвереста. Эти снежные горы, между прочим, создали для нас трудолюбивые дорожники, которые, расчищая проезжую часть, сваливали снег на обочины, в том числе и на подходы к остановочным павильонам. Теперь люди здесь скользят, так и норовя угодить под колеса проезжающего транспорта. А желающие перейти дорогу, не важно на центральной улице или на той, что презрительно именуют «третьей категорией», вынуждены перелезать через высоченные сугробы с ледяными уступами, рискуя переломать ноги.

Не лучше ведут себя и дворники. Они, отгребая снег от вверенных им домов, щедро разбрасывают его на чужую территорию, то есть на дороги, в надежде, что колеса машин все перетрут. Но машины, не внемля дворникам, буксуют, сдабривая скрежет своих колес нецензурной водительской бранью. Ситуация радует разве что подростков, собирающих по полтинничку с каждой машины, вызволенной из дорожного плена. Бригада, работающая возле моего дома, поделилась, что в день имеют на брата по одной-две тысячи рублей.

Почти непроезжими и неделю после снегопада остаются внутриквартальные и дворовые дороги. А ведь прежде чем выехать на расчищенную магистраль автомобилистам приходится преодолевать именно эти «малозначимые» для города участки. Но их не освобождали от снега вовсе. В микрорайонах «хрущевских» пятиэтажек не чистили потому, что не хватает специальной техники, да и люди там живут не самые привередливые: старики, заводчане, небогатые молодые семьи с детьми. И, если следовать здравому замечанию мэра Виктора Тархова, ходьба на свежем воздухе вообще очень полезна для здоровья.

В новых жилых комплексах дороги от снега тоже не чистят, но по другой причине. Здесь все дворовые пространства заняты припаркованными автомобилями, и трактору меж них просто не протиснуться. А все потому, что в городе катастрофически не хватает парковок. Число автомобилей в той же Самаре ежегодно прирастает на 18-20 процентов, а количество мест в паркингах и гаражах едва ли увеличилось и наполовину. Оповестить всех владельцев и уговорить их на пару часов отогнать свои машины от подъездов, по словам председателя нашего ТСЖ, малореально, поскольку народ тут проживает состоятельный, но не сознательный. «Чтобы убрать машины с центральных магистралей, были задействованы все радио- и телестанции, операторы сотовой связи, и то помогло частично. А у нас одно радио, — смеется председатель, — мой громовой голос». Правда, через три дня после снежных заносов машины все же убрали, трактором двор поскребли. Но огромную кучу собранного снега складировали ровным слоем на прилегающую проезжую часть, на которой днем раньше снег уже убрали, пристроив его на ближайшие тротуары. Каждый сделал свое «доброе» дело…

По мнению многих, самое дешевое и безобидное занятие, это сваливать снег на газоны, где он никому не мешает. Однако специалисты «Горзеленхоза» не устают повторять, что вся эта грязь по весне уйдет в почву, где и так не слишком вольготно чувствуют себя деревья и кустарники. Плюс огромное количество соли, которой в качестве самого дешевого средства обильно посыпают дороги в гололедицу. Она и вовсе превращает городские газоны в солончаки, на которых потом при всем желании уже не вырастить ни одного культурного растения. Получается, что одной рукой областной центр выделяет

миллионы на озеленение, а другой уничтожает свои же посадки. Вот вам и деньги, зарытые в ничейную землю.

Как бы ни хотели чиновники отделаться от снегопада «малой кровью», но иного выхода, как регулярно вывозить снег с территории города, нет. И не просто вывозить на пустыри, а на специальные полигоны. Лет пять назад Самара уже пыталась создать у себя такие площадки в каждом районе. Санитарные органы строго требовали, чтобы были они с твердым покрытием, чтобы загрязняющие вещества не уходили в почву и водоемы, чтобы были отстойники и сооружения первичной очистки талых вод. Ведь снег у нас только с виду белый и пушистый, а на самом деле он адсорбирует на себе все нечистоты, которые выбрасывают в атмосферу промышленность и автотранспорт. Но ни тогда, ни после дальше слов дело не пошло. То ли свободной земли в городе для снежных полигонов не нашли, то ли денег…

— Чтобы быть готовым к подобным ситуациям, в администрации готовится специальная программа, своего рода инструкция, в которой будут прописаны четкие действия всех структур во время чрезвычайной ситуации, — сказал на встрече Виктор Тархов. -Речь, например, идет о приобретении специальных машин, налаживании производства малой техники, необходимой для внутриквартальной очистки территории, приведении в порядок системы оповещения. В некоторых районах необходимо иметь резервные снегоходы, квадроциклы для того, чтобы мы могли добраться в любой населенный пункт. А СЕГОДНЯ снова шел снег, и снова на дорогах были пробки. Сотрудников ГАИ, пытающихся вручную разрулить ситуацию, повстречалось множество, снегоуборочных машин — ни одной. Проехав за полчаса на автобусе по Московскому шоссе всего две остановки, решаю пробираться пешком. Глядя на группу школьников, весело катающихся со снежной горки, «подаренной» дорожниками, почему-то вспомнила «Каникулы в Простоквашино». Высоченные сугробы, направления вместо дорог, завязший в снегу «запорржец» и неунывающую маму на лыжах. А еще кота Матроскина с его сакраментальным: «Нет, деньги у нас есть, у нас ума не хватает…»

Ирина ЧЕЧУРИНА.

«Волжская Коммуна» №22(26065) 6.02.08

*