Новости Голливуда: виды на «Оскар»
Церемония вручения «Оскаров» приближается. И с каждым днем увеличиваются шансы на то, что к 24 февраля – дню церемонии – забастовка сценаристов закончится, угрозы пикетов не будет, и главный праздник Голливуда и примкнувшего к нему мирового кинематографа состоится (в хорошем смысле) по полной программе – с красным ковром и парадом звезд в нарядах от ведущих кутюрье…
И Голливуд будет источать гламур и новообретенный амур между угнетенными сценаристами-миллионерами и их угнетателями – продюсерами-мультимиллионерами.
Но гламур гламуром, а награды будут выдавать не за платья, а за фильмы. Давайте посмотрим, как складывается на сегодня ситуация в области погони за главным призом оскаровских скачек – «Оскаром» за лучший фильм года, в данном случае прошлого, 2007-го.
Номинанты – все те же пять картин: «Искупление», «Нефть», «Старикам здесь не место», «Майкл Клейтон» и «Джуно». Но с тех пор, как мы в последний раз обсуждали шансы этих фильмов на победу, произошли кое-какие изменения в расстановке сил, – если, конечно, верить той все растущей экзальтации, которую встречаешь в американской прессе.
Лучше, конечно, ввести в нашу собственную интеллектуальную базу данных новую информацию. И именно на ее основании взвесить шансы претендентов. Как всегда, оговорюсь, что окончательную волю почти 6 тысяч членов Академии киноискусства угадать довольно трудно. Но именно отсутствие точной науки предсказания делает нашу задачу еще более захватывающей.
В последнее время несколько повысились шансы на победу у фильма «Старикам здесь не место» режиссеров, сценаристов и продюсеров братьев Итана и Джоэла Коэнов. Это случилось после того, как Коэны выиграли заветный Приз Гильдии режиссеров и престижный Приз Гильдии продюсеров. Восемь номинаций фильма говорят о его популярности у «академиков», но изобильное и изощренное насилие картины могу вызвать у более пожилой и консервативной части Академии реакцию отторжения.
К тому же голосующие могут решить, что, скажем, приза за лучшую режиссуру или/и лучший сценарий будет Коэнам достаточно, и нужно распределить награды поравномернее. Например, назвать лучшим фильмом «Нефть» режиссера Пола Томаса Андерсона. Этот фильм, который считался поначалу слишком артхаусным и нравился в основном критикам, далеким от массовых вкусов, стал сейчас как бы мэйнстримным, и его восемь номинаций говорят в пользу его определенных шансов на победу. Но картина очень длинная и медленная, и требует интеллектуального зрителя, каковым «академики» в принципе не являются.
«Джуно» практически всем нравится и может получить какие-то награды – скажем за необычный по тексту сценарий Дьябло Коди, чья экзотическая жизнь бывшей стриптизерши возбуждает к ней повышенный интерес. Но комедия традиционно является «золушкой» Академии, и к тому же «Джуно» даже при наличии антиабортной темы социально слишком легковесна.
Меньше всего разговоров вокруг «Майкла Клейтона». Этот фильм при всей его добротности, тщательно выписанном сценарии режиссера-сценариста Тони Гилроя, остается уважаемым, но не любимым. Могут быть «Оскары» за актерскую игру Джорджу Клуни (конкуренту Дэниэла Дэй-Льюиса из «Нефти»), Тому Уилкинсону и Тилде Суинтон за роли второго плана, но я бы не назвал шансы фильма слишком высокими.
И все это приводит нас к «Искуплению». До того, как начался подъем по критической и призовой лестнице «Нефти» и «Старикам здесь не место», «Искупление» было единственным фаворитом. Получение картиной «Золотого Глобуса» (как лучший фильм-драма) способствовало его 7 номинациям на «Оскар» и 14 номинациям на приз Британской академии (BAFTA). И не будет сильным преувеличением сказать, что этот фильм, намеренно отсылающий нас к классическим картинам прошлого, может сыграть на пристрастии Академии награждать фильмы на исторические темы и преклонении американцев перед всем британским – от королев и принцесс до простых аристократов.
«Искупление» во многом напоминает «Английского пациента», и это большой плюс. Минусом может стать недостаток эпического размаха. Из-за ограниченного бюджета не были сняты задуманные масштабные военные сцены, хотя те, что в фильме все-таки есть, – абсолютно оригинальные и захватывающие.
Сергей Рахлин
Лос-Анджелес
05.02.2008
***