Последняя декада января стала для Самары настоящим шоком. Сюрприз преподнесла матушка природа в виде двухмесячной нормы осадков, выпавших всего за сутки.

Буран, практически не прекращавшийся в течение трех дней, буквально парализовал весь город. Мы стали свидетелями классической картины чрезвычайной ситуации (ЧС): сугробы в человеческий рост, заносы на дорогах, пробки из сотен автомашин, вытянувшихся в один ряд, обгоняющие их цепочки людей, добирающихся на работу пешком через полгорода, брошенные где попало и занесенные по самую крышу автомобили… В Самаре царила всеобщая тревога и немотивированная агрессия, а главное, во всех магазинах пропал хлеб.

Немалое раздражение вызвала первая реакция мэрии — глава города Виктор Тархов публично заявил, что «ситуация под контролем и погода является нормальной для нашего региона». Для полноты ощущений следует отметить, что эти слова слушали люди, которые под шквальным ветром провели весь день в попытках добраться до работы, а потом — с работы домой. Городской транспорт (в том числе такси) практически не функционировал.

Нормально работало только метро, но, увы, далеко не каждому с ним по пути. Автору этих строк впервые в жизни удалось увидеть в Самаре очередь желающих воспользоваться подземкой. Их запускали в метрополитен порционно, поскольку платформы были заполнены под завязку, а некоторые станции даже приостанавливали работу в часы пик.

Складывается ощущение, что масштаб проблемы и способы ее решения никак не увязываются с научным прогрессом и развитием технологий. Легко можно себе представить, как лет 200 назад Самара точно так же была занесена снегом и по обочинам утонувших в сугробах дорог стояли застрявшие намертво сани. Выходит, весь наш пафос покорителей вселенной, цифровые игрушки последнего поколения, межпланетные космические полеты etc. — лишь жалкое чванство. Страшно представить, что было бы, если бы на Самару обрушился, например, тайфун или тропические дожди шли бы здесь пару месяцев подряд (с нашей-то системой ливневой канализации).

Второе соображение, связанное с разбушевавшимся снегопадом. Архаичная транспортная система (и в обычные-то дни работающая через пень колоду) сразу оказалась в критическом состоянии. И это создало реальную угрозу жизни сотен людей — ведь в этих пробках и сугробах застревают и машины «скорой помощи», и спецтехника пожарных и спасательных служб. А ведь никто не может гарантировать, что подобные эксцессы не будут повторяться. И это значит, что в экстремальной ситуации самарцам придется рассчитывать только на свои силы.

Отдельной строкой стоят соображения касательно ущерба, который причинен снегопадом. Неспособность городских и областных властей, а также соответствующих служб быстро и четко устранить последствия природной аномалии приводят к тому, что мы до сих пор страдаем, а экономика Самары продолжает нести убытки. Самый яркий пример — простой конвейера АвтоВАЗа. По моим подсчетам, недовыпущено как минимум 2,5 тысячи автомобилей, а это порядка 20 млн долларов выручки.

Опоздания на работу уже пятый день — массовые. Дорога, которая в лучшие времена занимала около часа, теперь преодолевается в лучшем случае за два с половиной. Пересесть с одного вида транспорта на другой (например, с метро, которое помогает проехать только половину города, на автобус) практически невозможно, поскольку сесть в автобус или трамвай реально только в районе конечных станций. В центре же весь транспорт переполнен. Собственный автомобиль также мало помогает — пробки, буксующие грузовики, аварии затрудняют проезд по Самаре, поэтому большинство жителей предпочитает по мере возможности отсиживаться дома. Все это означает потери в прямом экономическом смысле.

Денис Квасов

Подробнее: «Эксперт Волга» №5(93) / 4 февраля 2008

*