Берлинский формат. Все, что нужно знать о Берлинале. На открытии ждут самых что ни на есть почетных гостей — режиссера Мартина Скорсезе и Rolling Stones с Миком Джаггером во главе. Повод — премьера документального фильма об истории группы, в котором обильно использованы и концертные съемки недавнего турне.

Впрочем, главным достоинством «Да будет свет» (Shine a Light) обещает быть работа менее известных, но не менее талантливых людей — операторов. В операторской группе, которую возглавлял оскароносный Роберт Ричардсон («Авиатор»), еще два обладателя «Оскара» и три номинанта на эту премию. Сравнительно новый жанр зрелищной документальной ленты пока еще не выполнил своего предназначения — привлечь зрителей на документальное кино в кинотеатры, но успел снискать благосклонность фестивальных отборщиков.

Берлин — это непременный член «большой тройки», один из трех крупнейших кинофорумов мира. Споры о том, кто занимает в этой иерархии второе, а кто — третье место, ведутся уже более полувека и, как всякие застарелые споры, смысла не имеют. На самом деле конкурсный фестиваль в мире только один, и это Канн. Только там вот уже много лет подряд безошибочно отбираются лучшие и актуальнейшие фильмы, только там формируется мировая табель о рангах. Остальные несколько тысяч киносмотров, в том числе Берлин и Венеция, вынуждены довольствоваться более или менее удачной имитацией конкурса, придумывая с этой целью разнообразные легенды. Фильмы, которым обеспечено место в истории кино, в Берлине, как и везде, кроме Канна, скорее исключение, чем правило (впрочем, были и такие: «Головой об стену» Фатиха Акина и «Капризное облачко» Цая Мин-Ляна, например).

Если Венеция любит, чтобы ее называли «высоколобой», то Берлин в основном упирает на социальную значимость. Если забыть о качестве организации, Берлинский фестиваль — очень старший брат Московского. Им обоим свойственна государственническая риторика, декларативный протекционизм, любовь ко всему большому и серьезному. У нас принято упрекать Берлинале в политизированности, что не вполне справедливо. Точнее, говорить о социальной ангажированности, которая вообще тоже не сахар: за «правильную» тему в конкурс могут взять такой отстой, как «Приграничный город» с Дженнифер Лопес (как случилось в прошлом году). Но и плюсы свои есть…

Подробнее: Время новостей

***