Как Медведев стал более популярным, чем его шеф Путин
(Newsweek) К концу 2007 года «Путинка» стала вторым по продаваемости брендом, заняв 2,7% водочного рынка. Тем временем «Роспатент», ведающий регистрацией торговых знаков на территории России, завален заявками на регистрацию названий – для водки и других товаров – со словом «медведь».
Можно было бы назвать это «водочным индексом» – и этот индикатор популярности российских лидеров заслуживает ничуть не меньшего доверия, чем любой опрос общественного мнения. В 2003 году московский завод «Кристалл» начал выпускать водку «Путинка». Популярность ее росла почти так же быстро, как и рейтинг прототипа – Владимира Путина. К концу 2007 года «Путинка» стала вторым по продаваемости брендом, заняв 2,7% водочного рынка, общий объем которого составляет 11 млрд долларов. Но всего через несколько недель после того, как Путин объявил своим наследником Дмитрия Медведева, сеть супермаркетов «Перекресток» снизила цены на «Путинку» на 25%. Тем временем «Роспатент», ведающий регистрацией торговых знаков на территории России, завален заявками на регистрацию названий (для водки и других товаров) со словом «медведь».
Велик шанс, что россияне воспримут «медвежью» продукцию с тем же энтузиазмом, который у них вызывает путинская атрибутика. Опрос, проведенный в январе московским «Левада-Центром» показал, что рейтинг Медведева колеблется вокруг 82%: это много не только по сравнению с 24%, которые были у него на момент «благословения» в начале декабря, но и по сравнению с 71,3% у Путина накануне его переизбрания президентом в 2004 году. Такой взлет отчасти является следствием беспрецедентной кампании, организованной Путиным. Те россияне, которым нравится нынешний президент, согласились с избранной им кандидатурой наследника и считают выдвижение Медведева признаком стабильности. Те же, кому Путин с его авторитарной манерой правления не нравится, все равно воспринимают Медведева благосклонно: у него нет характерного для Путина «спецслужбистского» прошлого, вследствие чего он кажется потенциально более либеральным лидером. Еще существеннее, что на посту первого вице-премьера Медведев осуществлял надзор за программы социального обеспечения, – это дало ему много положительных упоминаний в СМИ по случаю посещения больниц и других подобных заведений.
Помешательство на Медведеве уже подстегивает спрос на плакаты и портреты в рамке будущего президента, ожидающего своего часа. Они пока недоступны в московских книжных магазинах и магазинах канцтоваров, но коммерсанты уже размещают соответствующие заказы у производителей. «Мы ожидаем, что они станут бестселлерами», – говорит Любовь Кузнецова, менеджер гигантского книжного магазина «Дом книги», расположенного на Новом Арбате в Москве. Между тем официальные портреты Путина всевозможных размеров, на которых гарант представлен в самых разных позах, пылятся на полках. В «Доме книги» не планируют снижать на них цены. «Это было бы невежливо», – говорит Кузнецова. Хотя за последнюю неделю ни одного портрета продать не удалось, бренд Путина как политика пока держится. Он сказал, что после президентских выборов 2 марта собирается остаться в качестве премьер-министра. Так или иначе, вскоре потребители смогут чокнуться за начало новой эры водкой «медведевской» марки.
Newsweek Оуэн Мэтьюз, Анна Немцова
***