Los Angeles Times    Операция по принудительной госпитализации Спирс прошла при слаженном взаимодействии специалистов. В секретном плане были задействованы десятки людей, вертолет и специальная транспортная группа. По словам властей, от папарацци исходила реальная угроза, и 25 тыс. долларов были потрачены не зря.

Gabriel Bouys / AFP/Getty Images

Реализация плана по отправке Бритни Спирс на принудительное лечение в психиатрическую больницу началась в понедельник с конфиденциальных переговоров.

Представители поп-звезды обратились к сотрудникам полицейского управления Лос Анджелеса (LAPD). По их словам, поведение Спирс было по-прежнему неадекватно и певица нуждалась в психиатрическом обследовании. После всестороннего обсуждения возможных вариантов в LAPD был разработан план, как доставить Спирс в медицинский центр при Калифорнийском университете, при этом избежав толп папарацци.

Полицейские, которые за последний месяц получили более 20 сообщений, связанных с Бритни Спирс или преследующими ее папарацци, предложили детальный план. Был продуман алгоритм действий на случай разных непредвиденных обстоятельств – например, если папарацци ворвутся в обнесенный забором дом певицы близ каньона Колдуотер или если они, чтобы сделать несколько снимков, окружат и заставят остановиться карету скорой помощи, в которой повезут Спирс.

В соответствии с планом рано утром в четверг около 20 полицейских при помощи вертолета и спецгруппы вывезли Спирс из ее особняка на машине скорой помощи с тонированными стеклами (чтобы фотографы не смогли заглянуть внутрь). Дабы отсечь преследователей, дороги были перекрыты силами полиции.

Это мероприятие, стоимость которого LAPD оценивает в 25 тыс. долларов, было проведено при помощи Центра кризисного реагирования при полицейском управлении – это подразделение создано как раз для работы с душевнобольными. Ежедневно в LAPD поступает около 100 звонков по поводу происшествий, связанных с психически нездоровыми людьми, рассказывает глава Центра Рик Уолл. По его словам, в 20-25 случаях из ста требуется принудительная отправка на лечение.

«Обычно это происходит примерно так же, как вчера, если не считать двух сотен папарацци, – говорит Уолл. – Каждый день нам звонят родственники, которые боятся, что их близкие могут навредить себе или окружающим».

Полицейские обосновывают затраты на операцию тем, что из-за агрессивных папарацци во избежание ДТП, в котором могла бы пострадать Спирс или другие люди, потребовалось задействовать множество полицейских.

Замначальника LAPD Майкл Мур назвал «позором» ситуацию, когда на такие нужды приходится тратить скудные полицейские ресурсы, отнюдь не лишние для «обеспечения общественной безопасности по борьбе с насильственными преступлениями, вождением в нетрезвом виде, а также для реагирования на непрерывный поток звонков в службу 911». Однако, сказал он, у полицейского управления «не было выбора – было необходимо должным образом отреагировать на этот случай».

Спирс была госпитализирована на основании статьи 5150 Кодекса о социальном обеспечении и государственных учреждениях Калифорнии, который в большинстве случаев запрещает уполномоченным лицам помещать человека на лечение против его воли, но позволяет удерживать его в больнице 72 часа. Если Спирс не согласится на продолжение лечения, власти смогут ходатайствовать о продлении ее пребывания в лечебнице еще на 14 суток.

Некоторые защитники прав душевнобольных выражают надежду, что госпитализация Спирс хотя бы отчасти развеет предрассудки, связанные с принудительным психиатрическим лечением, и облегчит родственникам больных принятие этого зачастую трудного решения.

Несмотря на «звездность» Спирс, отправка ее на лечение не обошлась без некоторых моментов, типичных для большинства подобных случаев в Калифорнии, сказал глава департамента по связям с правительством при Калифорнийской психиатрической ассоциации Рэндалл Хэгар.

В таких ситуациях, как правило, есть родственники, которые все готовы отдать за то, чтобы близкого человека вылечили, есть пациент – то нормальный, то тяжелобольной, – и есть несовершенная правовая система, которая с переменным успехом выступает роли посредника.

«В любой семье вам расскажут, сколько приходится бороться, чтобы добиться госпитализации», – говорит Хэгар.

Сенатор Даррелл Штейнберг (округ Сакраменто), самый авторитетный специалист по законодательству о психиатрической помощи, выразил надежду, что внимание, которое было привлечено к этой проблеме историей с певицей, позволит добиться от общества понимания проблем, связанных с помещением душевнобольных на лечение.

«Поскольку все это стало частью поп-культуры, по иронии судьбы из этого может выйти дидактическая польза», – сказал Штейнберг. Во время выборов 2004 года он предлагал проект реформирования страдающей множеством изъянов калифорнийской системы психиатрической помощи.

«Я очень надеюсь, что общественность отвлечется от обсуждения папарацци и всего остального и задумается о множестве жителей нашего штата, которые нуждаются в психиатрической помощи, но не получают ее», – сказал Штейнберг.

Сторонники реформы, которые придерживаются единых взглядов по многим вопросам, связанным с системой психиатрической помощи, зачастую сильно и резко расходятся по проблеме принудительного лечения.

Согласно оценке специалистов по психическим заболеваниям, не менее половины душевнобольных отрицают, что они нездоровы.

Одни считают, что, в сущности, любая попытка принудить кого-либо к лечению – это шаг в прошлое, напоминание о мрачных временах сумасшедших домов и насильственной лоботомии, а также еще недавно практиковавшегося принудительного заключения с долговременной изоляцией.

Другие называют эту точку зрения ошибочной и говорят, что при соблюдении необходимых мер защиты принудительное лечение может оказаться полезным для некоторых людей, которые страдают психическими заболеваниями, но больными себя не признают. Не отправить человека на принудительное лечение – это все равно, что отказать онкологическому больному в химиотерапии, говорят люди по эту сторону баррикад.

Что касается Спирс, то таблоиды на протяжении нескольких месяцев выходили с репортажами о ее неадекватном поведении – в том числе о том, как она пыталась говорить с британским акцентом и побрилась налысо. Но власти вмешались лишь месяц назад. Когда она отказалась отпустить своего младшего ребенка к бывшему мужу Кевину Федерлайну и закрылась с малышом в ванной, охранники танцора вызвали полицию. Тогда события развивались по схожему сценарию: Спирс на скорой помощи принудительно доставили в медицинский центр Cedars Sinai. На следующий день ее выпустили.

В последние несколько недель она продолжала вести себя странно, сообщают компетентные лица. Когда шли слушания по поводу родительских прав Спирс, она несколько раз проехала мимо здания окружного суда Лос-Анджелеса, но внутрь не зашла.

К началу этой недели ситуация, похоже, стала критической.

По словам сотрудников LAPD, которые просили не называть их имен, в среду вечером личный психиатр Спирс и члены ее семьи собрались в доме певицы, расположенном на вершине холма, намереваясь отправить ее на обследование. Об этих планах стало известно журналистам, и к 23:00 окрестности кишели фотографами и телекамерами. Над домом барражировали вертолеты телекомпаний.

Сотрудники LAPD рассказали, что полицейские дождались, пока толпа поредеет, и около часа ночи повезли Спирс в больницу.

Эндрю Блэнкштейн, Скотт Голд, Ричард Уинтон

InoPressa.ru

***