Новой «иллюзией» живут в Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков (СВВАУЛ). Ее природа — виртуальная реальность, которая имеет вполне материальную оболочку, именуемую в экспериментальном порядке «пилотажным стендом вертолета Ми-24».

Идея создать тренажер, достоверно воссоздающий иллюзию полета боевой винтокрылой машины, пришла в голову заместителю начальника кафедры аэродинамики и динамики полета доценту полковнику Александру Островому. Сегодня его детище позволяет моделировать полную гамму элементов работы Ми-24 в воздухе, в том числе таких сложных, как, например, взлет и зависание, заход на посадку и полет на предельно малой высоте, полет по приборам.

    Главное же, как считает автор этого любопытного проекта, пилотажный стенд позволяет объективно оценивать подготовку летчика. Рабочее место инструктора продумано таким образом, чтобы он мог наблюдать «полет» своего подопечного с разных ракурсов: с земли, с параллельного курса или из кабины самой машины. При необходимости инструктор может переключить управление вертолетом на себя и продемонстрировать, как правильно выполнять тот или иной элемент полета. Вся информация сохраняется в компьютерной базе данных. Траекторию движения машины можно распечатать на бумаге, а трехмерный видеоряд самого «полета», записанный в цифровом формате, — воспроизвести на мониторе. Все это дает возможность проводить наглядный разбор ошибок курсантов.

   

   

НАША СПРАВКА

    В Советском Союзе летчиков армейской авиации готовили три военных училища. В настоящее время эту задачу выполняет один вуз — Сызранское ВВАУЛ, образованное 1 мая 1940 г. Ежегодно оно выпускает около 250 летчиков и техников. Техников готовит специальный факультет в Кирове, включенный в состав СВВАУЛ. Правда, по словам заместителя начальника вуза, уже принято решение о его реорганизации. База факультета будет частично передана в Сызрань, остальная часть — в Иркутск и Ставрополь.

   

Многие выпускники СВВАУЛ воевали в Афганистане и на Северном Кавказе, участвовали в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в десятках миротворческих операций ООН. В небе Афганистана 12 из них стали Героями Советского Союза. В ходе боевых действий на Северном Кавказе еще 20 были удостоены звания Героя России, девять из них — посмертно.

Александру Островому — 36 лет. Он не просто педагог, ученый и «настоящий полковник», но и боевой летчик. Родился здесь же, в Сызрани. Как и многие местные мальчишки, грезил небом и вертолетами. Родное СВВАУЛ окончил с отличием. Офицерскую службу начинал летчиком-оператором Ми-24. Когда война заполыхала в Чечне, он оказался там. После перемирия его полк, потерявший шестерых летчиков, попал под сокращение, а сам офицер — обратно в училище. Через четыре года защитил кандидатскую диссертацию. Теперь делит небо с наукой. Личный вклад — более 20 трудов, в том числе добротное учебное пособие для курсантов по практической аэродинамике и динамике полетов.

   

Александр Владимирович, что подвигло вас на создание виртуального Ми-24?

    — Идея родилась из научных споров о корректности некоторых допущений динамики полета вертолета. В качестве аргументов представил уравнения и написал программу для их решения. Но сухие числа не всегда убедительны, поэтому решил заняться вопросами визуализации. Когда подключил к своей программе джойстик и первый раз совершил полет на виртуальном вертолете, радости не было предела.

   Однако оставался открытым вопрос адекватности полученной динамической модели. Для решения этой задачи обычно используется метод экспертных оценок. То есть опытные летчики «облетывают» модель и дают свои заключения. Пришлось разыскивать реальную кабину вертолета, «состыковать» ее с компьютером, восстанавливать механизмы усилий загрузки органов управления. Параллельно шла разработка программной системы трехмерной визуализации, создавалась модель функционирования двигателей, несущей системы, шасси, создавались виртуальные индикаторы на приборной панели летчика.

    — То есть получился некий гибрид реальной боевой машины и компьютера?

    — Совершенно верно. «Мозг» нашего вертолета — информационно-вычислительная система, включающая в себя программно-математическое обеспечение, элементы бортового оборудования, органы управления, протоколы передачи данных. Все это, в том числе и многоканальная система трехмерной визуализации внекабинной обстановки, — наши авторские разработки.

   

Основные задачи, которые волновали нас в самом начале, концептуально решены. Разработано ядро динамики полета. Решены вопросы обмена данными, вопросы физического взаимодействия модели вертолета и окружающего виртуального мира. Создано акустическое поле, имитирующее звуки реального вертолета. Цифровой имитатор, используя технологию виртуальной реальности, воспроизводит внекабинную обстановку в соответствии с задаваемыми инструктором ситуациями и параметрами времени суток и года. При программировании ландшафта мы используем карты реальной местности, например района полетов или полигона. Со временем база данных имитатора будет содержать информацию о целом ряде участков земной поверхности и аэродромов.

Вадим КОЖУХОВСКИЙ, «Красная звезда».Фото автора

Подробнее: Красная звезда

***