Не вздохи на скамейке. В России прочность семьи определяется экономикой
Несмотря на рост благосостояния, за последние два года почти не изменилась доля россиян, которые вынуждены отказываться от лечения и отдыха из-за нехватки денег. Об этом свидетельствует последний опрос ВЦИОМ. Социологи решили выяснить материальное положение семей, после того как поняли, что оно имеет определяющее влияние на разводы в России.
Для супругов у нас важны не только общие дети, интересы и привычки, но и общие доходы.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН |
Демографический вопрос возведен в нашей стране в ранг нацпроекта. Однако рождение детей и качество их воспитания связано со стабильностью семьи, а прочность ячейки общества в свою очередь – с ее экономическим положением. За последние 17 лет роль материальных факторов в заключении брака почти не изменилась. Как сообщила «НИ» директор по коммуникациям ВЦИОМ Ольга Каманчук, 57% женятся и выходят замуж, чтобы жить рядом с любимыми, а 19% – по расчету. Зато роль экономики в разводах выросла многократно. Так, в 1990 году отсутствие собственного жилья разрушало ячейку общества в 21% случаев, а в 2007 году – уже 41%. Невозможность прокормить семью как причину развода в 1990 году назвали 8% опрошенных, а в 2007-м – 29%. Таким образом, в сумме экономические причины в советское время принуждали к разводам в 29% случаях, проигрывая алкоголизму (33%). Сейчас ситуация иная: экономика в сумме дает 70%, а алкоголизм – 51% (в опросах разрешалось указывать несколько вариантов ответов).
За последние два года финансовое положение россиян в целом улучшилось. Однако, увы, почти не изменилась доля граждан, которые вынуждены отказываться от лечения и отдыха из-за нехватки денег, а также осталась практически неизменной (и довольно высокой) доля затрат на питание – 51% россиян тратят на еду больше половины семейного бюджета. Зато количество тех, кому пришлось отказаться от покупки еды из-за бедности, снизилось с 2005 года с 20 до 16%.
Казалось бы, материальное благосостояние растет. Если страна немножко разбогатеет, а благодаря нацпроекту «Жилье» люди получат квартиры, сразу количество разводов должно пойти на убыль. Однако данные Росстата показывают, что количество разводов в год на 100 тыс. человек равнялось 4,5 как в кризисном 1995 году, так и в благополучном 2007-м. Социологи выяснили, что по сравнению с советскими временами изменившиеся экономические условия и отношение россиян к материальным ценностям стали не только чаще разрушать брак, но одновременно стали и препятствовать разводам. Если в 1990 году лишь 10% не разводились потому, что не могли поделить жилье, то в 2007 году – уже 32%. Раньше материальная зависимость одного из супругов мешала разводу в 7% случаев, а сейчас – в 24%.
Вообще экономисты лишь сравнительно недавно поняли, насколько экономические факторы влияют на создание и разрушение семей. Практически единственное отечественное исследование на эту тему («Брачный рынок в России: выбор партнера и факторы успеха»), проведенное в Высшей школе экономики, свидетельствует: россияне выбирают супругов, максимально похожих на себя не только по привычкам и культуре (возраст, образование, национальность, религия и даже пристрастие к кофе, алкоголю, курению и спорту), но и по доходам.
Это идет вразрез с экономической теорией и практикой некоторых западных стран. Дело в том, что одинаковые привычки помогают уменьшить расходы семьи (например, не надо покупать чай, а только кофе). А вот разница в доходах супругов говорит обычно о том, что жена больше времени посвящает домашнему хозяйству, за счет чего муж может не беспокоиться о доме и все силы посвятить работе. В итоге семья в целом зарабатывает больше. Западные исследования также показывают, что в городах, где экономическое неравенство выше, женщины гораздо позже выходят замуж. Связано это с тем, что в городе, где большинство мужчин зарабатывает одинаково, нет смысла долго искать мужа – они все примерно равны по доходам. А вот в «городах контрастов» выгоднее подождать пару лет и, перебрав несколько вариантов, в итоге найти состоятельного мужа.
***