В этом году в России будет создан единый сайт (портал) государственных услуг в сети Интернет. Он объединит в единое информационное пространство данные о государственных услугах, предоставляемых федеральными и региональными органами исполнительной власти.

Пока электронные услуги доступны лишь в крупных городах и в весьма ограниченном объеме. Фото: Евгения Смолянская

Это один из важнейших проектов правительства, который радикально изменит характер и форму доселе весьма не простых бюрократических отношений граждан и бизнеса с органами власти.

Согласно постановлению с 1 января 2009 года все федеральные органы власти должны будут оказывать гражданам и организациям государственные услуги через единый сайт государственных услуг в сети Интернет (портал государственных услуг). Другими словами, мы перейдем на новый уровень общения с чиновниками — виртуальный.

После создания единого интернет-портала виртуальное общение с чиновником уберет множество неприятных моментов, которые мы испытываем сегодня при личном контакте.

Большинство государственных учреждений работает с 10 утра до 18 часов вечера, причем документы, как правило, не принимают уже после 17.00. Поэтому, чтобы попасть к ним на прием, большинству из нас приходится отпрашиваться с работы. Наличие единого портала госуслуг поможет многим гражданам и организациям решать свои проблемы и вопросы, не выходя из дома или офиса.

Как это будет работать? Для того чтобы получить справку или узнать о порядке предоставления государственных услуг, требованиях, предъявляемых к заявителям и предоставляемым документам, необходимо будет зайти на портал государственных услуг, заполнить необходимые формы и получить ответ, причем также в электронном виде. Как уверяют в минэкономразвития, все будет просто, понятно и доступно.

Тем, у кого Интернета нет, расстраиваться не стоит, вам окажут помощь по телефону. Наряду с интернет-порталом должны заработать «телефонные центры» (call-центры), с помощью которых граждане по единому многоканальному телефону смогут получить исчерпывающую информацию по необходимым им государственным услугам, о месте и порядке их предоставления.

Работы по созданию интернет-портала и call-центров уже начаты. Как отмечают в минэкономразвития, технические вопросы все решаемы. Конечно, в первое время на портале нельзя будет оплатить штраф или пошлину. Зато можно будет получить такие госуслуги, как получение паспорта, регистрация недвижимости, выписка из Земельного кадастра и так далее. Единственное, с чем впоследствии могут возникнуть проблемы, это психологическая неготовность населения.

Конечно, новый интернет-портал госуслуг совсем исключить наше общение с чиновниками не сможет, но жизнь нашу существенно упростит. Что же касается личного контакта, то к 2010 году он все равно будет сведен на минимум. Согласно плану административной реформы к этому времени по всей стране должны заработать многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Они будут представлять собой единое помещение, в котором граждане смогут получить комплекс взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг, которые им окажут представители различных ведомств. В первую очередь это будут социальные выплаты и другие формы социальной поддержки и социальной защиты, регистрация собственности, операции с недвижимостью, определение гражданско-правового статуса (регистрация по месту пребывания и проживания, выдача удостоверяющих личность документов, услуги ЗАГСа). А также комплексные услуги и функции, связанные со взаимодействием с бизнесом. Это выдача разрешений, лицензирование и так далее. Организовано это будет по принципу «одного окна».

Сейчас уже в 16 субъектах РФ запущены первые 18 МФЦ. Это пилотные проекты, опыт при создании которых впоследствии будет использоваться другими регионами. Как пояснили нам в минэкономразвития, создание МФЦ — это не какая-то временная компания, в бюджете 2008-2010 годов заложены значительные средства на их формирование. С софинансированием регионов это в общей сумме составит около 2 миллиардов рублей ежегодно.

Весь материал в «Российской газете».

"Российская газета"

***