Сегодня вступает в силу запрет на поставки растениеводческой продукции из Индии. Но если санкции, например, в отношении ввоза индийского риса применяются не в первый раз и к этому вроде бы все привыкли, то возможные ограничения на импорт индийского чая вызвали настоящую панику.

Поставщики пригрозили повысить цены на янтарный напиток, а Россельхознадзор пошел на попятный и снял эмбарго, заменив его на «особый режим ввоза чая и кофе».

Трения с индийскими сельхозпроизводителями у нас возникают регулярно. Причем, скажем, в отличие от проблемы польского мяса они не имеют никакой политической подоплеки. В прошлом январе российские контролеры предотвратили поставки 54 т зараженного насекомыми-вредителями арахиса, потом на границе задержали партию заплесневелого кунжута, а в марте опасные насекомые были обнаружены в партии рисовой крупы весом 125 тонн.

Но настоящая бомба разорвалась в этом году, когда на посту в Новороссийске в партии кунжута из Индии нашли капрового жука — насекомое из разряда кожеедов, которое пожирает зерновые. В нашей стане капровый жук издавна считается карантинным. Но что особенно разозлило российских контролеров, опасный кунжут сопровождался фитосанитарным сертификатом Национальной организации по карантину и защите растений Индии. Получалось, что санитарным службам этой страны нет никакой веры. Ведь попади вредитель на российские склады продовольствия, прямые потери для экономики исчислялись бы миллиардами рублей в год. «Поступление зараженной растительной продукции из Индии представляет серьезную угрозу фитосанитарной безопасности России», — решили Россельхознадзоре и, недолго думая, ввели запрет на импорт из Индии всей растениеводческой продукции.

Первоначально под санкции вместе с арахисом, кунжутом, рисом и овощами попали чай и кофе. Однако поставщики чая сумели убедить контролирующие органы в необходимости смягчения эмбарго. Представители Российской ассоциации производителей чая и кофе надавили на больную мозоль: по их словам, запрет мог бы привести к 30-процентному росту цен на столь любимый в народе напиток, поскольку на долю Индии приходится примерно треть всего чая, поступающего в Россию.

Информация о возможном подорожании в преддверии мартовских выборов не на шутку перепугала чиновников и они отступили. Для чая и кофе будет введен особый режим ввоза, который хотя и создает импортерам дополнительные трудности, но не означает полного запрета. Во-первых, эти товары будут поступать к нам только через пропускные пункты в Ленинградской и Калининградской областях, где созданы условия для более тщательного контроля. Во-вторых, чай должен транспортироваться в упаковке, изготовленной без применения натуральных растительных волокон, на которые падок капровый жук, и сопровождаться информацией о том, что упаковка и контейнеры предварительно обеззаражены.

Но это вовсе не дает никаких гарантий, что индийцы прислушаются к нашим требованиям. Поэтому российские поставщики, которые не заинтересованы в снижении объемов импорта чая, ищут запасные аэродромы. «Руководители крупнейших российских компаний-импортеров индийских продуктов выразили готовность закупать чай и кофе в других странах в случае невыполнения Индией российских условий», — говорят в Россельхознадзоре. Возможный дефицит индийского чая может быть пополнен за счет самых разных стран: Кении, Вьетнама, Китая, Индонезии, Танзании, Уганды, Аргентины и даже Грузии. Поэтому, как будет складываться ситуация в торговле и какой чай нам придется пить, пока не очень понятно.

Интерфакс

*