В обзоре российских газет:

* Центризбирком отказал Михаилу Касьянову

* Казначейство подвело итоги налоговой амнистии

* ОМОН разогнал митинг ингушской оппозиции

* От преемника президента ждут державности

Вечный кандидат

На выборах президента России 2 марта в избирательных бюллетенях будут числиться четыре кандидата. В воскресенье ЦИК исключил Михаила Касьянова из предвыборной гонки, отказава ему в регистрации, пишут «Известия».

Впрочем, в этом, полагают в ЦИК, виноват сам экс-премьер. В окружении Касьянова, похоже, это понимают и не намерены обжаловать решение ЦИК в суде, отмечает газета.

По данным «Московского комсомольца», ЦИК проверил 600 тыс. подписей из представленных им 2 063 666. Недостоверных и недействительных оказалось 13,38% (80 261 подпись), что более чем в два раза превышает установленную законом пятипроцентную норму.

В интервью изданию политологи объясняют такой высокий процент брака низким профессионализмом специалистов, работавших в штабах Касьянова.

«Касьянова подвела самоуверенность, — говорит газете о первом факторе Алексей Чадаев. — Он решил, что раз он единственный в списке либеральный оппозиционер, то у него есть золотая акция, если его снимут, то и выборы в глазах Запада будут нелегитимные».

Дмитрий Орлов полагает, что все дело в новых политических условиях. «В российских реалиях собрать должное количество подписей в установленные сроки и без брака могут только сильные политические структуры — это «Единая Россия», КПРФ, профсоюзы и ЛДПР», — заявил политолог «Московскому комсомольцу».

Между тем эксперты, опрошенные «Независимой газетой», не сомневаются, что за отказом ЦИКа стояла рука Кремля. «Решение ЦИКа, хоть оно основано на технической аргументации, было политическим», — полагает заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Отказ в регистрации Касьянова может привести к протесту со стороны Запада. Вместе с тем до признания президентских выборов в России нелегитимными дело, скорее всего, не дойдет, пишет издание.

Выбывание Касьянова, по мнению газеты, было вполне предсказуемым ввиду радикальности его заявлений в адрес властей. Кремль не мог потерпеть активности бывшего премьера, претендовавшего на роль единого кандидата от оппозиции.

«Почему же Касьянов сразу не сошел с дистанции, не хлопнул громко дверью, придал этой игре легитимности?» — задаются вопросом «Ведомости». Уже несколько лет его единственное занятие — быть кандидатом в президенты России. Именно в этом качестве он существует в российской политике, принимаем на Западе, и спонсируем симпатизантами, считает издание.

«С марта развернется дискуссия, а были ли выборы в России свободными и справедливыми, — прогнозирует газета. — И Касьянов окажется в объективе — как единственный оппозиционный кандидат, которого не пустили сразиться с Медведевым. Для него это лучше, чем получить четвертое место из пяти».

Обезличенная амнистия

Федеральное казначейство подвело итоги налоговой амнистии, действовавшей с 1 марта по 31 декабря 2007 года, пишет «Газета».

По данным издания, легализовано более 28 млрд. рублей (более 1,1 млрд. долларов), за что граждане заплатили почти 3,7 млрд. рублей. Пик «покаяний» пришелся на декабрь, за который перечислено 83,3% всей суммы, полученной бюджетом, рассказывает издание.

Второе после Москвы место по сумме перечисленных в бюджет декларационных платежей неожиданно занял Чукотский автономный округ, губернатором которого является Роман Абрамович.

В декабре поступления составили 564,86 млн. рублей — в 8690 раз больше, чем за все предыдущие месяцы кампании. Всего на Чукотке легализовано свыше 4,3 млрд. рублей (сумма декларационных платежей составила почти 565 млн. рублей).

Москвичи в декабре также били рекорды, замечает издание. Поступило более чем в пять раз больше платежей, чем в марте-ноябре: почти 1,8 млрд. рублей. Всего же в столице было легализовано более 16,3 млрд. рублей, в результате чего бюджет получил 2,15 млрд. рублей.

«Таким образом, Москва и Чукотка обеспечили 73,4% успеха кампании. Вклад остальных регионов куда скромнее», — пишет «Газета».

Третье место досталось Санкт-Петербургу — более 199 млн. рублей, четвертое — Московской области — 162,7 млн рублей, пятое — Краснодарскому краю — 66,5 млн рублей. Меньше всего собрали в Усть-Ордынском Бурятском и Корякском автономных округах — 1173 рубля и 1500 рублей соответственно.

Легализована небольшая часть теневых доходов, говорит «Ведомостям» Наталья Акиндинова из Центра развития, 1% годовой оплаты труда в России, а доля теневой зарплаты — около 25%. Без амнистии бюджет не получил бы и этого, парирует гендиректор «Налоговой помощи» Сергей Шаповалов.

Поскольку легализованные $1,1 млрд. долларов выглядят скромно даже по сравнению с результатами Казахстана, где в ходе завершившейся налогово-имущественной амнистии легализовано $6,7 млрд, инициаторы кампании предпочитают говорить об этической стороне процесса, отмечает «Коммерсант».

Заместитель главы экспертного управления президента Станислав Воскресенский призвал не сравнивать скромные итоги российской амнистии с ее зарубежными аналогами: «Это уникальная акция, так как в отличие от других стран она не преследует фискальных целей».

«Очевидно, впрочем, что успехи кампании в декабре были достигнуты Минфином и администрацией президента персональными переговорами с владельцами крупных состояний, — уверено издание. — Они, правда, остались вне поля зрения».

Полигон Ингушетия

Ингушетия первая из российских регионов проверила в субботу на практике нормы нового закона «О противодействии терроризму», пишет «Газета».

«Первое масштабное введение режима контртеррористической операции, объявленной в пятницу в Магасе, части Назрани и окрестностях станицы Нестеровская, имело политическую подоплеку, — уверено издание. — В этих районах оппозиция собиралась провести митинг под лозунгом «В поддержку курса Путина, против коррупции и терроризма».

По словам «Газеты», поддержать Путина манифестантам не удалось: республиканский ОМОН и спецподразделения внутренних войск разогнали их, применив спецсредства и боевые патроны.

Десятки сторонников оппозиции, в том числе несколько пытавшихся зафиксировать происходящие события журналистов, оказались за решеткой, рассказывает «Коммерсант». По данным правоохранительных органов Ингушетии, всего «за попытку проведения несанкционированного митинга и участие в беспорядках» задержано 43 человека.

«Проблемы с доступом к информации в Ингушетии будут только нарастать», — говорит изданию президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. По его мнению, ситуация в республике ровно такая, чтобы накинуть очередную сетку неведения и молчания, как это было сделано в Чечне.

Участники событий трактуют субботнее противостояние по-разному, отмечает «Московский комсомолец». Власти республики называют произошедшее очередной провокацией тех, кто хочет дестабилизировать ситуацию в республике.

Организаторы митинга уверяют, что проходил он под лозунгом поддержки политики президента Путина, но против коррупции и беззакония в регионе. «Но один факт бесспорен: республику трясет. И на данный момент Ингушетия — одна из самых беспокойных «точек» на карте России», — делает вывод газета.

Ингушетия, по мнению «Ведомостей», продолжает оставаться полигоном для отработки самых разных технологий.

Заклинания президента Мурата Зязикова о стабильной ситуации не зависят от взрывов и убийств милиционеров и мирных жителей, уверено издание. Статистика взрывов и убийств не зависит от контртеррористических операций.

«В годы холодной войны был популярен тезис о том, что войны стран третьего мира — полигон для военных технологий супердержав, — напоминает газета. — После окончания холодной войны Россия содержит такой полигон на своей территории — сначала Чечня, теперь Ингушетия».

Идея «великой державы»

Каким россияне хотели бы видеть президента, заинтересовались социологи «Левада-центра». О результатах исследования пишут на своих страницах «Ведомости».

От президента ждут, что он вернет стране «статус великой уважаемой державы» — 51% (в 2004 году на это рассчитывали 58%), обеспечит «укрепление закона и порядка»- 45%, справедливо распределит доходы в «интересах простых людей» — 41%. «Покончить с войной в Чечне» просят 23% (в 2004 — 43%).

«Владимир Путин выполнил некоторые пожелания избирателей, — говорит изданию замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. — Теперь на первое место вышла тема «статуса великой державы».

Для России не подходит «демократическая модель устройства общества, принятая на Западе», так думает 51% опрошенных граждан. К тому же Россия не Европа: европейцами себя не считают 59%, пишет о результатах исследования газета.

Говорить о демократии можно при высоком уровне жизни населения, считает 61% респондентов. Большинство выступают за «особый российский путь»: «учет в политике духовной, моральной стороны отношений государства и граждан».

«Снижение популярности идеи «великой державы» по сравнению с 2004 годом свидетельствует о том, что население не знает, насколько эта идея будет использована Дмитрием Медведевым», — заявляет «Ведомостям» первый замгендиректора Центра политтехнологий Борис Макаренко.

Остальные популярные темы, по мнению эксперта, из числа тех вопросов, которые не смог разрешить Владимир Путин.

Обзор подготовила Ольга Лесникова,

Служба мониторинга Би-би-си

понедельник, 28 января 2008 г., 03:25 GMT 06:25 MCK

Би-би-си

*