Умер Валерий Шумаков. Великий хирург, один из крупнейших трансплантологов мира, академик РАМ и РАМН, один из основоположников российской трансплантологии.

Валерий Иванович Шумаков.

Фото: Виктор Васенин

Вчера в полдень позвонил заведующий отделом трансплантации органов Российского научного центра хирургии Сергей Владимирович Готье. По голосу поняла: что-то случилось. Случилась огромная беда: умер Валерий Иванович Шумаков. Отказало сердце. Сердце человека, который всю свою жизнь посвятил сердцу. Шумакова пытались спасти, срочно оперировали. Не спасли…

Потеря невосполнимая. Уникальная личность, уникальный специалист — это все о нем, о Валерии Шумакове, — незаменим. Да, у него немало учеников, он создатель российской школы трансплантологов. И все же незаменим.

Он торопился жить. Торопился внедрять новое, спасать. Потому-то так часто именно с его именем связано слово «впервые». Это он в 1987 году впервые в нашей стране провел успешную операцию по пересадке донорского сердца сибирячке Шуре Шальновой. Он впервые пересадил печень, поджелудочную железу, провел двухэтапную пересадку сердца; многие женщины, которым он пересадил почку, смогли в дальнейшем родить здоровых детей. Шумаков — создатель науки об искусственных органах, временно заменяющих нарушенные функции сердца, легких, почки, поджелудочной железы. Эти искусственные органы внедрены в клиническую практику и серийное производство.

С 1974 года Шумаков возглавлял НИИ трансплантологии и искусственных органов. Валерий Иванович не был обделен наградами, званиями, орденами. Он — Герой Социалистического Труда, лауреат многих премий, почетный гражданин Москвы, член зарубежных академий, кавалер орденов Святого апостола Андрея Первозванного, Петра Великого… Но все это не придавало Валерию Ивановичу важности, недоступности. Он никогда не отказывал в интервью, встрече «просто так» — ради умного разговора. Определение «маститый», несмотря на его внешние габариты, не о нем.

И вот теперь Валерия Ивановича больше нет. Хотя трудно говорить «нет», когда он есть в жизни стольких им спасенных. Он есть и в нашей с вами жизни.

Ирина Краснопольская

Весь материал в «Российской газете».

"Российская газета"

***