Россияне стали значительно больше курить, причем за сигареты все чаще берутся женщины и подростки. К таким выводам пришли британские ученые в результате недавно проведенного исследования.

Взять в руки сигарету российских девушек подстегивает навязчивая реклама табака в кафе и барах.

Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

Как показало исследование, проведенное британскими учеными, в период с 1992 по 2003 год, количество курящих россиян выросло с 57 до 63%, а россиянок – с 7 до 17%. Отечественные эксперты считают, что ситуация еще трагичнее: по данным Роспотребнадзора, курят 65% наших соотечественников и 30% соотечественниц.

Такие цифры во многом обусловлены ценовой политикой государства: стоимость пачки сигарет в России одна из самых низких в Европе.

Эксперты склонны полагать, что главная причина увеличения количества никотинозависимых людей кроется в агрессивной рекламе сигарет. «В 90-х годах вслед за приватизацией табачной индустрии компании начали мощные вложения в рекламу, пропагандируя курение в качестве одного из признаков «западного образа жизни», – заявила британский исследователь Анна Гилмор. «Огромное влияние на объем продаж оказывала и довольно бесхребетная позиция российской власти в те годы, – пояснил «НИ» декан факультета управления здравоохранения Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Сергей Боярский. – К этому прибавилась и яркая реклама табака, направленная на женщин и молодежь».

Производители табака завлекают россиянок слоганами: «меньше дыма», «почти нет никотина», «сигарета пахнет цветами» и дизайнерскими пачками.

Кроме того, в магазинах даже появилась жевательная резинка в форме сигарет под названиями, созвучными табачным брендам. Надпись «Лучше жевать, чем курить» на пачке практически не видна. Сейчас в России действует запрет на рекламу табака по ТВ, радио и в уличных щитах и растяжках. По словам экспертов, в течение года можно ожидать и запрета на рекламу табака в метро.

Впрочем, табачники не отчаиваются. Они нашли новый и не менее действенный способ продвижения товара – промо-акции, которые законодательно практически никак не ограничиваются. Их нельзя проводить разве что в детских, медицинских и спортивных учреждениях. Остальные правила устанавливаются самими компаниями.

Теперь практически в каждом кафе или баре можно встретить улыбчивую девушку, предлагающую на выбор: продегустировать новую марку сигарет, купить две пачки и получить «ценный» приз – магнит на холодильник или брелок, поменять полупустую пачку на полную. По идее действия промоутеров должны контролировать специальные наблюдатели из компаний-производителей. Однако они чисто физически не могут проверить все «точки» и, соответственно, увидеть, соблюдаются ли правила. А промоутеры, желающие поскорее избавиться от «раздаточного» материала, нередко не обращают внимания на то, курит ли клиент и сколько ему лет.

По контрасту с яркой рекламой табачной продукции социальная антиреклама выглядит хило.

«Современная российская антиреклама курения, увы, в большинстве своем бездарна, – рассказал «НИ» генеральный директор R&I GROUP Юний Давыдов. – Дело в том, что главным адресатом такой рекламы должна быть молодежь. Но молодые люди – аудитория протестная, и назидательный тон антирекламы курения вызывает у них только одно желание – сделать все наоборот. В этом плане показателен пример США. В рекламных роликах они доказывали, что курящий человек – неудачник, и в жизни он вряд ли добьется успеха, пока не бросит эту вредную привычку».

В этой ситуации медики возлагают надежды только на Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака, присоединиться к которой Россия может уже в ближайшие месяцы. Когда конвенция будет ратифицирована, цены на сигареты резко пойдут вверх, что может привести к сокращению числа курильщиков в стране.

Весь материал в газете «Новые Известия».

"Новые Известия"

***