Церемония присуждения состоится 24 февраля, поэтому есть достаточно времени, чтобы разобраться в ходе мышления членов Академии киноискусства США и прикинуть шансы номинантов. Список номинантов на «Оскар» представлен миру ранним утром 22 января. Не спалось многим потенциальным кандидатам, ожидавшим результата, но спокойно досыпать смогли далеко не все.

В номинации «Лучший фильм» в списке оказались ленты «Искупление», «Нефть», «Майл Клейтон», «Джуно» и «Старикам тут не место».

Пятерка лучших режиссеров включает создателей четырех вышеназванных фильмов – Джейсона Рейтмана, братьев Коэнов, Пола Андерсона и Тони Гилроя, а также Джулиана Шнабеля.

На первенство среди актеров претендуют Джордж Клуни, Дэниел-Дэй Льюис, Джонни Депп, Томми Ли Джонс и Вигго Мортенсен. Среди актрис – Кейт Бланшетт, Джули Кристи, Марион Котийяр, Лаура Лини и Эллен Пейдж.

Начну с особо приятных для жителей постсоветского пространства комментариев. Возрождение киноискусства, заложенного Эйзенштейном, Пудовкиным, Роммом и другими корифеями, уже ощущалось на кинофестивалях, где Россия и другие страны, возникшие на территории бывшего СССР, представляются все более достойно. И вот дошло, наконец, до «Оскара». Фильм режиссера Никиты Михалкова «12» по мотивам американского фильма «Двенадцать разгневанных мужчин», вошел в пятерку финалистов категории «Лучший фильм на иностранном языке». Михалков, как известно, был одним из немногих советских и русских авторов, удостоенных «Оскара» за фильм «Утомленные солнцем».

Не знаю, паспорт какой страны теперь у моего доброго знакомого, режиссера Сергея Бодрова, в прошлом номинанта на «Оскар» за феноменальный фильм «Кавказский пленник». Но на сей раз его номинированная картина «Монгол» была представлена от Казахстана. Это особенно полезно знать тем, кто считал, что реальный Казахстан – родина выдуманного идиота Бората. Я очень рад за Казахстан, но Сергей Бодров для меня все-таки представитель русско-советской кинематографической традиции. А еще его «Монгол» тяготеет, не копируя, к искусству японского гения – режиссера Куросавы, получившего, между прочим, один из своих «Оскаров» за советский фильм «Дерсу Узала».

Приятным дополнением к этому подарочному набору стала номинация российского короткометражного анимационного фильма режиссера Александра Петрова «Моя любовь».

Возвращаясь к номинациям за лучший фильм на иностранном языке, можно отметить, что еще один фильм пятерки связан с историей упомянутого политико-географического региона. Польская картина «Катынь» лауреата «Оскара», режиссера-классика Анджея Вайды, рассказывает о преступном уничтожении НКВД пленных польских офицеров. Фильм не жалует и немцев, но акцент сделан на зверствах сталинских палачей.

Остающиеся места достались австрийскому фильму «Фальшивомонетчики», рассказывающему в драматической форме об использовании нацистами евреев-узников концлагеря для подделки американской и британской валюты, и израильскому фильму «Бофорт». Академия, как известно, с положительным пристрастием относится к картинам о Холокосте, но в данном случае художественные достоинства фильма австрийского режиссера Стефана Рузовицки полностью оправдывают номинацию. Чего, на мой взгляд, нельзя сказать об израильском фильме «Бофорт». Этот военный, а точнее антивоенный фильм, был в последнюю минуту выдвинут Израилем на конкурс вместо отвергнутого Академией «Визита оркестра».

По искусству «Визит оркестра» на порядок выше, а отвергла его Академия по «технической» причине – музыканты египетского полицейского оркестра, заблудившиеся в Израиле, и местные жители говорят между собой на ломанном английском, что стало поводом для дисквалификации этой гуманистической картины. А «Бофорт» обошел такой, например, блестящий фильм, как итальянская картина лауреата «Оскара» Джузеппе Торнаторе «Незнакомка» с российской актрисой Ксенией Рапоппорт в главной роли, наверняка из-за своего пацифистского послания.

Антивоенные настроения у либеральной, в основном, Академии, очень сильны. Отсюда, думаю, и эта удивившая многих номинация. Обратите внимание, что среди номинантов в этой категории нет представителей таких традиционно успешных на «Оскаре» стран, как Италия (рекордсмен по наградам), и Франция.

Не могу в заключение своего первого обзора из новой серии не отметить одну деталь. Три из пяти лент — «Фальшивомонетчики», «Катынь» и «Монгол» — были моим выбором в соответствующей категории номинаций на «Золотой глобус». Ни один из этих фильмов не вошел в пятерку «Глобуса». Так что я на сей раз благодарен нашему конкуренту «Оскару» за более точный, на мой взгляд, выбор для номинации лучших фильмов на иностранном языке.

www.voanews.com

***