В прошедшее воскресенье транспортные корабли серии «Прогресс» отметили юбилей. 20 января 1978 года с Байконура стартовал «Прогресс-1», который вез груз на орбитальную станцию «Салют-6». Это было началом новой династии…

Это было началом новой династии — «грузовики» меняли модификации, ракеты, электронную начинку, стыковались с отечественными «Салютами» и «Миром», а потом и с Международной космической станцией. Но летали и летать будут: 5 февраля этого года к МКС отправится очередной транспортник — «Прогресс-М63».

Тридцать лет для транспортного средства — срок весьма уважаемый. Особенно если учесть, что данная модель проста в управлении, надежна, не требует слишком больших затрат. Такой космический «фольксваген-жук» или, скорее, отечественный ГАЗ-66 колесит себе по шоссе, а то и по проселкам не хуже больших внедорожников, и встречные умиляются этому реликту. Да, любой современный автомобиль легко обгонит «старичка», да и по части начинки, пожалуй, классическим моделям с новинками не тягаться. Зато есть несомненный шарм технической легенды, которая приносит пользу даже спустя тридцать лет.

Правда, когда празднуются юбилеи заграничных «жуков», «каблучков» или наших «Побед» и «козлов», речь идет все же об истории, но не о современной повседневности. Разве что найдут журналисты энтузиаста, влюбленного в антиквариат, покажут его коллекцию восстановленных автомобилей, вспомнят про то, что «фольксвагены» до сих пор якобы выпускаются где-то в глуши Латинской Америки. Воспоминаниями все и ограничится. Массовый потребитель на древних машинах не ездит, уговорить автолюбителя пересесть с нового бюджетного автомобиля на экспонат политехнического музея не удастся.

В космической сфере все несколько иначе. По крайней мере обновление модельного ряда здесь случается довольно редко, куда реже, чем в коммерческом машиностроении. Тридцать лет «Прогресса» — это далеко не рекорд. Отечественные пилотируемые корабли «Союз-ТМА» — прямые наследники «Союзов», сработанных в королёвскую эпоху. С той поры сменилось много модификаций, но обводы корабля остались теми же самыми. Кстати, «Союзы» уже пошли на пятый десяток — первый полет состоялся в 1966 году, всего через пять лет после гагаринского старта.

Можно было бы, конечно, списать долгожительство российских кораблей на катастрофу, случившуюся с отечественной высокотехнологичной промышленностью в 1990-х годах. То время, конечно, почти уничтожило российский космос, да так, что о новых проектах до последних лет никто и заикаться не смел. Но и сейчас, когда реанимировали ГЛОНАСС, возобновляют программу запуска исследовательских аппаратов, новых кораблей не ожидается. За последние годы чуть ли не единственным проектом такого рода был мини-челнок «Клипер». Но его судьба пока оптимизма не вызывает: пригласить в проект Европейское космическое агентство в прошлом году не удалось, отечественный конкурс на разработку корабля закончился неудачей.

Впрочем, американцы, которых эпоха перемен обошла стороной, тоже не слишком продвинулись в деле орбитальных полетов.

Подробнее: Время новостей

***