В Москве вчера под председательством директора ФСКН Виктора Черкесова состоялось первое заседание Государственного антинаркотического комитета (ГАК) — межведомственного координационного органа, созданного в октябре прошлого года.

По своим полномочиям и задачам ГАК почти абсолютно идентичен Национальному антитеррористическому комитету (НАК), созданному два года назад, — он уполномочен готовить предложения по формированию госполитики, разрабатывать соответствующие меры и координировать работу всех федеральных ведомств и региональных властей, но только в области борьбы не с терроризмом, а наркотиками.

В первом заседании нового комитета приняли участие министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, глава МВД Рашид Нургалиев, министр образования и науки Андрей Фурсенко, министр транспорта Игорь Левитин, директор ФМС Константин Ромодановский и другие ответственные лица. Посвящено оно, естественно, было организационным вопросам — созданию аппарата комитета и выработке плана работы на 2008 год. «Стратегия борьбы с наркопреступностью меняется коренным образом, — объяснил характер предстоящей работы г-н Черкесов. — Правоохранительная система страны переориентирована на переход от преследования потребителей наркотиков за совершение малозначимых преступлений к подавлению организованной преступности, которая контролирует наркотрафики, крупные сети сбыта, легализует доходы от наркобизнеса».

Открывая заседание, глава ФСКН довольно позитивно расценил ситуацию с противодействием государства проблеме наркотиков. При этом он, очевидно, не случайно оперировал в основном сравнительными данными за последние 3—5 лет.

Вслух об этом не говорилось, но, понятно, подразумевалось, что положительные тенденции в борьбе с распространением наркотиков начались лишь после создания ФСКН, которая была образована на базе упраздненной налоговой полиции в 2003 году.

«Сейчас есть основания полагать, что в определенной степени удалось стабилизировать наркоситуацию в стране, — сообщил г-н Черкесов. — Обеспечено значительное сокращение уровня наркотизации населения, в первую очередь среди молодежи, о чем свидетельствуют результаты всероссийского мониторинга. Число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, сократилось по сравнению с 2004 годом на 800 тыс. человек и составляет сегодня 5 млн 100 тыс. человек. Если в период с 1991 по 1996 год ежегодный прирост количества больных наркоманией в России составлял в среднем 21%, с 1997 по 2002 год — 26%, то в последние четыре года — только 0,5%. Та драматическая ситуация роста числа больных наркоманией в России отодвинута в значительной степени».

Кроме того, г-н Черкесов заявил, что меры по борьбе с наркотиками способствовали снижению предложения на нелегальном рынке. «Их стоимость в России за последние три года выросла в среднем в два-три раза, что существенно ограничило доступность наркотиков для потребителей. В некоторых регионах появилось такое явление, как «героиновый голод», — сказал глава ФСКН.

«Калькуляция» г-на Черкесова, озвученная на заседании ГАК, между тем вызвала недоумение у некоторых экспертов, в том числе юристов и правозащитников. Так, они удивились точности приведенных цифр — как людей, употребляющих в России наркотики, так и их сокращению. Ведь наркопреступность — явление глубоко латентное (скрытое от официального учета), и эксперты лишь подивились, откуда г-н Черкесов мог взять такие цифры. Кроме того, осталось непонятно, почему количество граждан, употребляющих наркотики, сократилось почти на миллион, хотя, как следовало из слов того же г-на Черкесова, ежегодный их прирост пусть и замедлился, но все равно остается. К тому же статистика других ведомств показывает, что ситуация остается напряженной — к примеру, смертность от употребления наркотиков продолжает расти. Некоторые же оперативники удивились данным на счет роста цен на наркотики — они ничего подобного не наблюдали.

Подробнее: Время новостей

*