Дочерняя структура «Рособоронэкспорта» – ОАО «ОПК «Оборонпром» – выкупит 21,6% акций ОАО «Самарский научно-технический комплекс им. академика Н.Д.Кузнецова» (СНТК) у крупнейшего частного акционера, президента группы компаний «Техобронпром» Алексея Леушкина. Таким образом, спустя почти 15 лет после приватизации СНТК государство снова практически национализирует авиационное предприятие.

ОАО «Самарский научно-технический комплекс им. академика Н.Д.Кузнецова» – разработчик двигателей марки НК для военных и гражданских самолетов, космических ракет, газоперекачивающих установок, электростанций и железнодорожных локомотивов. В советское время это засекреченное предприятие (НПО «Труд») разработало двигатели для всех трех типов отечественных стратегических ракетоносцев и бомбардировщиков – Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3, и сегодня стоящих на вооружении Дальней авиации России. Фактически СНТК – это конструкторское бюро с небольшим опытным заводом, в котором государству пока принадлежит 60% акций.

Покупатель акций – «Оборонпром» – многопрофильная промышленно-инвестиционная группа, занимающаяся вертолетостроением, производством средств ПВО и сложных радиоэлектронных комплексов и электротехническим машиностроением. По словам пресс-секретаря ОПК Ильи Якушева, сейчас «Оборонпром» и Алексей Леушкин обсуждают условия сделки. В ОПК надеются приобрести пакет акций, принадлежащий частному акционеру, до конца января. Сам Леушкин заявил, что качественные и количественные параметры сделки обговорены – остается подписать соответствующие документы. Не оглашая параметры сделки, он добавил, что на нынешней неделе все завершится и пакет акций СНТК им. Н.Д.Кузнецова, которым он владеет, отойдет «Оборонпрому». По сообщениям в самарской прессе, независимые эксперты оценивают сумму сделки по выкупу государством акций у президента ГК «Техобронпром» примерно в 100 млн. руб.

Но этими многомиллионными расходами процесс фактической национализации и последующей санации лишь одного этого самарского предприятия не ограничится. Чтобы решить даже его первичные финансовые и производственные проблемы, государству нужно не менее миллиарда казенных рублей. В российское правительство еще осенью был отправлен план финансового оздоровления СНТК, который предусматривает реструктуризацию бюджетной задолженности и предоставление адресной субсидии в размере 670 млн. руб. После издания правительственного распоряжения о выделении такой субсидии, администрация Самарской области выделяет на санацию СНТК пятилетний кредит в сумме 300 млн. руб. Планируется также реструктурировать почти двухмиллиардные долги предприятия.

Главной причиной кризиса СНТК стал отрыв этого КБ и опытного предприятия от серийных моторостроительных заводов в Самаре и Казани (прежде всего от самарского «Моторостроителя»), которые занимались выпуском его разработок. Попытки к объединению были еще в 90-х. Так, в 1997 году при поддержке губернатора Константина Титова ставился вопрос создании финансово-промышленной группы «Двигатели НК». В том числе для того, чтобы освободить моторостроителей от налогов при движении денег между предприятиями. Имелось и разрешение от правительства, однако акционированные разработчики – производители стратегической продукции – так и не объединились. Теперь решением представителей государства не сумевших договориться генеральных директоров СНКТ и «Моторостроителя» Сергея Тресвятского и Игоря Шитарева сняли с занимаемых должностей. В первом квартале 2008 года «Оборонпрому» будут переданы принадлежащие государству акции ОАО «СНТК им. Кузнецова» и «Моторостроитель». И начнет создаваться двигателестроительный холдинг.

Независимая газета

***