В конце минувшей недели Федеральная антимонопольная служба выступила против индивидуальных исключений при переходе на новый экостандарт «Евро-3». Дело в том, что на автозаводе «ГАЗ» полагают, что для авто, предназначенных для северных и малонаселенных регионов страны, можно сделать экологические льготы. Независимые эксперты, как и ФАС, убеждены: никаких исключений быть не должно, чтобы они стали правилом.

Производители «ГАЗа» считают свои машины исключительными. Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ

Напомним, с 1 января года в России начал действовать новый экологический стандарт выхлопа автомобилей – Евро-3. Это значит, что, во-первых, отныне в страну нельзя ввозить иномарки, не соответствующие новым требованиям. Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, теперь и отечественные автопроизводители обязаны выпускать с конвейера лишь экологически чистые машины.

Переход на более современный стандарт, естественно, потребовал дополнительных расходов на модернизацию производства. А деньги на это автопром стал искать в карманах покупателей машин – наши авто начали дорожать. Так, продукция АвтоВАЗа выросла в цене в среднем на 2%, в зависимости от марки железного коня. А, к примеру, Ульяновский автозавод поднял стоимость достаточно популярного внедорожника Hunter на 5 тыс. руб. Само собой, рост цен на далеко не самые совершенные и безопасные в мире отечественные автомобили привел к снижению их конкурентоспособности на рынке. Все больше россиян предпочитают «Жигулям» и «Волгам» иномарки, в том числе производимые на заводах внутри страны. Потребители при этом полностью правы – по критерию «цена – качество» даже подержанные «японки», «немки» и «француженки» дадут большую фору нашим авто.

Понимая невыгодность сложившейся ситуации, некоторые представители отечественного автопрома, в частности группа «ГАЗ», выступили с инициативой снижения экологических требований по уровню выхлопа для автомобилей, предназначенных для эксплуатации в экстремальных погодных условиях, а также в малонаселенных районах РФ. Однако ФАС высказалась резко против такой перспективы. По словам антимонопольщиков, предоставление какому-либо из автопроизводителей исключения из общего правила, либо отсрочки введения стандарта Евро-3 на практике означало бы предоставление ему льгот и преимуществ по сравнению с другими участниками рынка. В связи с этим служба заключила, что предоставление подобных льгот отдельным компаниям будет противоречить антимонопольному законодательству РФ.

Независимые эксперты заявляют, что выступившие с такой инициативой производители думают не столько о потребителях в Сибири и на Севере, сколько заботятся о собственных интересах. «Я не считаю возможным разрешить заводам производить автомобили, не соответствующие принятым стандартам. Нормы Евро-3 должны быть одни для всех, – пояснил «НИ» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – В этом я солидарен с позицией ФАС. Ведь если некоторым производителям дадут послабления, то из маленького отверстия они сделают огромную дыру. То есть в категорию льготных авто для экстремальных условий будет попадать куда больше машин, чем действительно требуется». По словам г-на Похмелкина, инициатива группы «ГАЗ» и других предприятий – это борьба за чисто экономические преимущества перед конкурентами. С технической же точки зрения совершенно не очевидно, что машины стандарта Евро-3 будут глохнуть на Севере чаще, чем их устаревшие собратья.

"Новые Известия"

***