Знаменитое произведение Александра Солженицына находилось под запретом в течение шестнадцати лет. Затем был ошеломляющий тираж, и вновь шестнадцать лет отсутствия на книжных полках магазинов. Сегодня за издание «Архипелага» взялись сразу три издательства.

Александр Исаевич Солженицын

Их пилотные экземпляры представлены писателю и хранятся в его Фонде – в квартире Солженицыных.

Наталья Солженицына рассказывает: «Это прихожая, и сюда ворвались восемь «гэбистов», и здесь он со мной простился». Сейчас в квартиру Солженицыных уже не врываются, а уважительно входят, взяв с собой пахнущий типографской краской тираж книги «Похвала филологии», в которой опубликованы сочинения обладателей десятой премии Солженицына. В этот дом также приходят самые дорогие гости – бывшие политзаключенные. Фонд дважды в год выплачивает им стипендии – на деньги, полученные от издательства книги «Архипелаг ГУЛАГ». Их свидетельствам и рассказам Александр Исаевич обязан исторической достоверностью своей книги. Впервые их имена без сокращений названы в указателе имен нового издания «Архипелага».

«До этого были издания, в которых приводился список сокращений. Там было написано: «Имена их не могу привести. Знают сами они». Пришло время, когда смогли это публиковать», – замечает Наталья Солженицына. Указатель полных имен – а это более, чем две тысячи статей – это главное отличие нового издания книги.

На Западе «Архипелаг ГУЛАГ» издавать и переиздавать не переставали. Памятуя о том, какое он произвел впечатление. «Во Франции возникли «дети Солженицына» – новые философы. Тогда «Архипелаг» перевернул все взгляды интеллигенции», – продолжает Наталья. «Архипелаг ГУЛАГ» издан более, чем на тридцати языках. В Америке он подвергся наиболее значительным изменениям. «В Америке было предпринято сжатое издание – им прочитать три тома таких трудно. И американский профессор сжал три тома в один. Автору, конечно, было больно – такое надругание над собственным ребенком. Но либо они его будут читать, либо ничего не будут», – вспоминает она.

Сейчас Александр Солженицын готовит к переизданию свою эпопею «Красное колесо» в сокращенном варианте. Некоторые из томов уже изданы. «В будущем году выйдут еще четыре тома «Красного колеса» и «Дневник романа», и это большая бомба», – убеждена Наталья. Пока же букинисты отдыхают от ежедневных вопросов покупателей о наличии «Архипелага». «В день по два-три обращения. Вот листы, на которых видно, сколько у нас проходило Солженицына», – показывают в книжном магазине.

Поклонники творчества писателя, как и историки, удивляются тому, как много он предугадал – при закрытых архивах. «Открытие этих архивов, которыми не мог пользоваться Александр Исаевич, оно подтвердило все основные цифры, которые приведены в «Архипелаге ГУЛАГ»», – отмечает Солженицына. Сам Александр Исаевич благодарит судьбу за свой мелкий почерк и за огонь, в котором он мог сжигать удачные и неудачные рукописи; в конце концов, даже за свой тюремный опыт. «У него одна из глав так и заканчивается: «Благословение тебе, тюрьма». А из могил говорят: «Хорошо тебе, когда ты жив остался»», – добавляет Наталья. Он остался жив ради того, чтобы о страшном архипелаге знали и уже никогда не забывали.

Елена Казанцева

Новости культуры

Телеканал культура

***