АВТОВАЗ разрабатывает экологически чистый транспорт
Женевский автосалон, прошедший в марте этого года, стал первым зарубежным автосалоном, на котором АВТОВАЗ представил свою уникальную разработку – автомобиль на топливных элементах «LADA ANTEL». Экологически чистый транспорт, работающий на водороде, под маркой российского производителя вызвал большой интерес. По словам руководителя проекта, советника вице-президента по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ» Георгия Мирзоева, такие автомобили, в первую очередь, демонстрируют технический потенциал автопроизводителя, значительно повышают его имидж на мировой арене.
В Женеве была представлена вторая версия «LADA ANTEL 2». А вообще работы над таким проектом началась на АВТОВАЗе в 2000 году. На автомобиле «LADA ANTEL 1» были установлены баллоны с водородом и кислородом. В специальном электрохимическом генераторе между водородом и кислородом происходила химическая реакция при температуре около 100 градусов, в результате чего производилось электричество, а в качестве «выхлопа» образовывалась вода. Водород, определяющий пробег автомобиля, находился под давлением 290 атмосфер, и машина могла пройти 250 километров.
Научные и практические исследования в этом направлении начались неслучайно. Известные на сегодня способы снижения токсичности традиционных двигателей внутреннего сгорания посредством нейтрализации отработавших газов приводят к усложнению конструкции и значительному повышению стоимости транспортных средств. И даже в этом случае добиться нулевой токсичности практически невозможно. Поэтому большинство ведущих автомобильных компаний мира работает над созданием опытных моделей автомобилей с энергоустановкой на топливных элементах. Топливные элементы отличает высокая эффективность преобразования химической энергии в электрическую. КПД достигает 55-65 %. Но главное, что топливные элементы обеспечивают идеальную экологическую чистоту: конечный продукт реакции – вода. Помимо этого, топливные элементы не имеют трущихся деталей, благодаря чему они бесшумны и долговечны.
В развитых странах, таких как США, Япония, Германия, производство экологически чистых автомобилей является государственной политикой и субсидируется в той или иной степени правительством.
По оценкам экспертов, к 2010 году в мире ожидается серийное производство автомобилей на топливных элементах. Прогнозируется увеличение рынка таких машин в Европе до 18,5 миллиардов долларов к 2020 году, и 52 миллиардов долларов к 2040 году.
С учетом результатов лабораторно-дорожных испытаний первой версии «LADA ANTEL 1» появился проект «LADA ANTEL 2». Этот автомобиль впервые демонстрировался в августе 2003 года на 6-ом Московском международном автосалоне. «LADA ANTEL 2» укомплектован специально разработанным в России щелочным водородно-воздушным генератором на топливных элементах мощностью 25 кВТ. На этом автомобиле, в отличие от «ANTEL 1», отсутствуют кислородные баллоны. Их заменили специальным компрессором для подачи воздуха в батарею топливных элементов. С увеличением объема баллонов с водородом до 90 литров и давления до 400 атм. возрос и пробег до 350 километров. Для заправки водородом был разработан мобильный технологический комплекс, с помощью которого время заправки автомобиля «ANTEL 2» сократилось до 20 минут (заправка первой версии «ANTEL» занимала 2 часа).
В настоящее время, как сказал Георгий Мирзоев, работа ведется над созданием автомобильного варианта водородно-воздушного электрохимического генератора мощностью 60 кВТ. Он проектируется с учетом технологий и особенностей серийного производства, с применением более дешевых материалов.
Тем не менее, о массовом производстве таких автомобилей в России говорить пока еще рано.
— Это комплексная проблема, — комментирует Георгий Константинович, — нужна готовность не только автомобильных корпораций, но и всех участников производства топливных элементов, то есть предприятий электрохимической отрасли. Необходима перестройка сознания в масштабе государства, национальная программа перевода транспорта на водородное топливо, создание развитой инфраструктуры, системы обеспечения водородом.
Нужно добавить, что нормы токсичности становятся жестче с каждым годом, и с целью сохранения экспорта автомобилей на европейские рынки, России необходимо активно включаться в работу по созданию экологически чистого транспорта. Однако, нормы токсичности – это «верхушка айсберга». Глобальная проблема заключается в том, что запасы нефти не бесконечны, и мировые державы уже сейчас декларируют свои намерения о переводе всей экономики на водород. Для того, чтобы Россия занимала достойное место в мировой экономике, необходимо уже сейчас развивать работу по использованию в промышленности альтернативных видов топлива.
*