16-летний немецкий школьник отправлен в Сибирь на перевоспитание
В ходе предвыборной кампании Роланд Кох (премьер-министр федеральной земли Гессен. – Прим. ред.) потребовал ужесточения наказания для несовершеннолетних преступников. При этом одно из дел, рассматривавшихся в Гессене, наглядно демонстрирует, какие меры можно предпринять в их отношении уже сегодня. Управление по делам молодежи округа Гисен отправило 16-летнего подростка в Сибирь. При температуре минус 40° он должен научиться контролировать свою агрессию.
Гессенское управление по делам молодежи отправило в Сибирь 16-летнего подростка, склонного к проявлению насилия. В экстремальных погодных условиях и при жесткой физической нагрузке юноше из Гисена придется научиться контролировать свою агрессию, подтвердило окружное управление по делам молодежи.
Мальчик отличался экстремальным поведением, говорит Штефан Беккер, заведующий молодежной социальной службы округа Гисен. В школе и дома у 16-летний подросток неоднократно отмечали склонность к насилию, то же самое подтверждает и детский психиатр. В результате действий юноши травмы получили несколько его взрослых кураторов. Он также издевался над своей матерью. Окружное управление по делам молодежи видело для него только одну возможность – пребывание в Сибири. «Для него это было последним шансом», – говорит Беккер.
Выбор Сибири он обосновывает тем, что было решено подыскать «местность, по возможности, лишенную привлекательности». Она отдалена от цивилизации, там нет интернета, телевидения и – практически – телефонной связи. Подросток проживает там «в деревенских условиях», в доме нет даже водопровода.
Согласно данным телерадиокомпании Hessischer Rundfunk, в этих условиях 16-летний подросток должен заботиться о себе сам. «Если он хочет жить в тепле, он должен сам колоть дрова для печи», – говорится в информации компании. Беккер подтвердил, что подросток «в значительной степени занят своим ежедневным самообеспечением». Он уже построил себе туалет. Чтобы попасть в школу, ему при температуре минус 40° ежедневно приходится отправляться пешком за 2,5 км. Куратор подростка владеет русским языком и помогает ему следить за ходом уроков.
По данным управления по делам молодежи пребывание в Сибири относится к мерам педагогики переживания. Принцип педагогики переживания заключается в предоставлении молодым людям возможности вырабатывать поведение в определенных, до сих пор незнакомых ситуациях. Однако поставленной цели можно добиться только в случае их добровольного участия. Юноша из Гисена и его мать согласились на проживание в Сибири. «Там он должен будет сосредоточиться исключительно на своем кураторе, – говорил Беккер. – У него не будет возможности избежать этого, вступив в контакт с другими людьми». Тем самым мальчик научится считаться с другим человеком и решать возникающие конфликты.
В том, что управление по делам молодежи Гессена применяет подобные методы, нет ничего необычного. В округе Гисен за последние годы было еще два подобных случая, управления по делам молодежи других регионов тоже используют достижения педагогики переживания. Пребывание в Сибири продолжается девять месяцев, в целом же комплекс мероприятий рассчитан на два года. Сюда входит подготовка к поездке, а по ее окончании молодой человек при помощи куратора постепенно должен готовиться к новой жизни в Германии.
Расходы на поездку и проживание в России составляют примерно треть от стоимости пребывания в соответствующем учреждении в Германии. Оплате, главным образом, подлежит труд куратора и дорожные расходы на два лица. В среднем это 150 евро в сутки на двоих. Однако метод не является панацеей, подчеркивает Беккер. «Это средство, предназначенное для конкретного подростка, потому что в его случае оно правильное».
Незадолго до Рождества одна из сотрудниц управления по делам молодежи поехала в Сибирь – поездка, полная приключений, рассказывает Беккер. «Она полетела в Москву, затем – в Омск, потом на дребезжащем автомобиле несколько часов добиралась до цели». Но в ее квартире в деревне Седельниково хотя бы была ванна. То, что она рассказала о поведении 16-летнего подростка, дает Беккеру надежду. В долгосрочной перспективе мы хотим, говорит он, дать обществу гарантию от ущерба и издержек, и пока что перспективы положительные.
***